Проект выжигание по дереву.docx - проект "выжигание по дереву". Творческий детский проект «Выжигание по дереву Актуальность темы проекта по технологии выжигание


Выжигание - самый древний традиционный способ декориро-вания изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда че-ловек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде тем-ного обугленного места: точки, пятна или линии.

Техникой выжигания в древности украшали детали архитек-туры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отдел-ки используют электровыжигатели). Основными орнаменталь-ными мотивами были разнообразные сочетания преимуществен-но прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а ). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде де-ревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б ).

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах - пирография и пиротипия .

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир - огонь, графо - писать, рисовать).

В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пи-рографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1 , соединительных проводов 2 , нагревательного нако-нечника (пера) 4 , закрепленного в пластмассовой ручке 3 . Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5 .

Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, ко-торый при прохождении по нему электрического тока накаляет-ся. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных на-конечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Кроме проволочных выжигате-лей, при массовом производстве одинаковых изделий широко ис-пользуют стержневые выжигатели (рис. 141, а ). Они имеют набор пере-менных штампов (стержневых наса-док, рис. 141, б ), с помощью кото-рых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в ).

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структу-ру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливают-ся, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщатель-ным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копиро-вальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на под-готовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размеща-ют рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использо-вать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят каранда-шом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисун-ка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерок-са рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом - с помощью копировальной бумаги - на заготовку. Калька - это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или дру-гое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заго-товку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходи-мо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.


Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для рабо-ты, а руки - свободно расположенными на столе. Детали изде-лия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каж-дые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше).

Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пе-ром держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий - так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устой-чиво и надежно лежать на столе (рис. 145).

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а ). Точки образуются благодаря легким прикосновени-ям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и рас-стоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоя-нии одна от другой, образуются линии , которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б ).

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным .

Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глуби-ны. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщен-ных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные ли-нии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а ). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б ).

При выполнении сложного изображения с большим количе-ством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно поль-зоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизон-тальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир - огонь, типос - оттиск, отпечаток). Эта тех-ника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнамен-тальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148).


Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого вы-жигатель со штампом ставят перпендику-лярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, мож-но получить необходимую расцветку ри-сунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для до-стижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фа-неры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего исполь-зуют при изготовлении большого количе-ства одинаковых изделий.

Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность уско-рить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией об-разуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тща-тельным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлиф-ка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и ли-ний и не скруглить граней выступов.

Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Развитие компьютерных технологий дает возможность ис-пользовать для отделки изделий выжиганием современные до-стижения техники. Самой известной является лазерная техноло-гия, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом - лазером (рис. 152).

Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заго-товками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы неболь-шим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • технологии выжигания по дереву
  • аппарат для лазерного выжигания по дереву
  • трафареты для выжигания по дереву военные самолёты
  • технологиявыжигание по дереву
  • штамп выжигатель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением
отдельных предметов»

Проектная работа

«Духовное начало»

Выполнили: ученики 8 «А» класса

Рязанов Дмитрий,

Василенко Виктор

Руководитель: Галченко
Татьяна Григорьевна

г. Старый Оскол 2013

Содержание

Введение

3

1. История выжигания по дереву

4

2. Способы выжигания

5

2.1 Пирография

5

2.2 Пиротипия

5

2.3 Выжигание кислотой

5

2.4 Выжигание трением

5

6

7

4. Материалы и инструменты

8

5. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву

9

10

Заключение

11

11

Приложение 1

12

ВВЕДЕНИЕ

В нашей школе существует различные направления для развития творческих способностей учащихся. Одним из таких является кружок «Креатив», который мы посещаем. На одном из занятий нас познакомили с техникой выжигания по дереву. Данное направление нас очень заинтересовало и мы решили узнать о нем больше из различных источников: книг, сети internet . Из полученной информации мы сделали вывод о том, что в

В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.

С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Наш интерес к технике выжигания позволил нам на кружке «Креатив» разработать проект, который мы назвали «Духовное начало» и воплотить его в жизнь. Название данного проекта отражает духовное начало личности, которое, по нашему мнению, берёт свои истоки в окружающей нас природе и веры, присущей каждому человеку (приложение 1).

Перед началом работы мы для себя определили цель и задачи проекта, а также составили ход выполнения проекта.

Цель проекта: разработать и выполнить проект в технике выжигания по дереву – «Духовное начало».

Задачи проекта:

изучить технику выжигания по дереву, её историю, а также систематизировать полученную информацию;

изучить основы техники безопасности при выжигании по дереву;

создать картину в технике выжигания по дереву;

создать условия для вовлечения обучающихся в творческую деятельность по средствам выжигания по дереву.

Ход выполнения проекта:

изучение различных источников информации, касающихся данной темы;

систематизирование полученной информации;

разработка плана работы;

подготовка необходимых материалов и оборудования, рабочего места;

создание картины «Духовное начало» в технике выжигания по дереву;

демонстрация готовой картины;

написание работы проекта.

1. История выжигания

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.

2. Способы выжигания

Существуют несколько различных способов выжигания – пирография , пиротипия , выжигание кислотой , трением , на огне или горячем песке , увеличительным стеклом на солнце .

2.1 Пирография

Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже. Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.

В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.

2.2 Пиротипия

Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.

На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

2.3 Выжигание кислотой

Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты . Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.

2.4 Выжигание трением

Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению . Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка .

Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.

Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.

При необходимости отмучивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.

С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.

Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.

Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.

При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.

Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.

Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

3. Правила техники безопасности

1. При пилении древесины:

Пользоваться упорами и направителями;

Не держать руку близко к полотну пилы;

Не сдувать опилки, необходимо сметать их щеткой-сметкой.

2. Выполняя лакокрасочные работы:

Не держать долго открытыми банки с красками;

При работе не подносить краски к лицу;

Использовать защитные средства: перчатки, респиратор, фартук;

После завершения работы необходимо вымыть руки с мылом.

3. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

Включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

Работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;

Проверять состояние изоляции токопроводящих частей;

Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

Во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

По окончанию работы обязательно выключить электровыжигатель из розетки.

4. Материалы и инструменты

Таблица 1. Материалы и инструменты

Название

Изображение

Доска

предназначена для выжигания. Поверхность должна быть без сучков и шероховатостей.

Калька

предназначена для перевода рисунка на доску.

Рисунок (схема)

используется для точного нанесения изображения.

Электровыжигатель

предназначен для выжигания рисунка

Лак

предназначен для покрытия готовой картины. Служит защитой от дальнейшего негативного воздействия факторов окружающей среды.

5. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву

Таблица 2. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву

п/п

Этап
работы

Изображение

Последовательность выполнения

Материалы

1

Подготовка заготовки (замер ширины и высоты)

Нанесение размеров заготовки, зачистка поверхности

Доска

2

Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

Калька, рисунок (схема)

3

Выжигание контуров, нанесение теней

Сначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)

Электровыжигатель

4

Покрытие готовой картины лаком

С помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность картины

лак, кисть

6. Расчет себестоимости готового изделия

Затраты на изготовления картины в технике выжигания по дереву зависит от размеров заготовки (чем больше размеры доски, тем выше себестоимость).

Таблица 3. Расчет себестоимости готового изделия

п/п

Используемый материал

Цена (руб.)

Расход

Затраты (руб.)

Доска (заготовка)

50 руб.

1 шт.

50 руб.

Калька

2-50 руб.

1 шт.

2-50 руб.

Распечатка рисунка (схемы)

3 руб.

1 шт.

3 руб.

Кисть

5 руб.

1 шт.

5 руб.

Лак

500гр. – 70 руб

150 гр.-

21 руб.

Полную себестоимость работы рассчитываем по следующей формуле:

С п = М з +Р оп , где

С п – полная себестоимость;

М з – материальные затраты;

Р оп – стоимость самой работы.

М з = 50+2,50+3+5+21= 81,50 руб.

С п = 81,50+200= 281,50 руб.

Заключение

В ыжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

При выполнении проекта мы использовали полученные теоретические и практически навыки.

Итогом нашей работы стала картина, которую мы назвали «Духовное начало». Мы планируем дальше заниматься творчеством, изучать новые техники и привлекать к этому наших сверстников.

Список используемых источников и литературы

    Карабанов И.А. Технология обработки древисины. М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987 г.

    http :// modernlib . ru / books / svetlana _ yurevna _ raschupkina / vizhiganie _ po _ derevu / read _1/

    http://www.tatianka.ru/goods/pyrography-tools/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выжигание по дереву Презентацию выполнил ученик 4 «В» класса МОУ Удельнинская гимназия Раменского района Московской области Метелёв Кирилл

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. История

В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором. История

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. История

Выжигание - это один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания - фанера, заготовки из липы и ольхи. Выжигание

Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу. Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя. Выжигание на практике

Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе (см. рис.). Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания. Выжигать можно только по сухой древесине. Правила выжигания

Правила выжигания

Получение линий Тонкая линия Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстая линия Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Вести перо следует без нажима.

Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам. Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Тонкости выжигания

Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов. Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным. Окончательный этап

Включать электровыжигатель можно только в присутствии взрослых. При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети. Техника безопасности

Моя работа

Меня увлек столь кропотливый и интересный процесс выжигания, за которым можно провести очень много времени. Причем провести это время с пользой и большим удовольствием. Рекомендую всем обязательно попробовать себя в этом необычном деле. Заключение

Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа­интернат джля детей м нарушением слуха и речи»
Творческий проект
по трудовому обучению
«Выжигание по дереву»
Руководитель Ильиных С.С.,
Гайдарев А.П.
Участники 6 "А"; 9 "А" лкассы

Пермь, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение
1.1. Тема проекта
1.2. Цели и задачи проекта
1.3. Тип проекта
Глава 2. История
Глава 3. Приемы выжигания
3.1. Обоснование выбора материалов
3.2. Технология изготовления панно


4.2. Инструменты и приспособления
4.3.Технологическая карта изготовления панно
Глава 5. Экологическая оценка проекта
Заключение
Список литературы
Приложение

Глава 1. Введение
1.1 Тема проекта





выступая самостоятельно.
В этом году на родительском собрании решили научить детей работать с
электровыжигателем. С помощью выжигания можно украшать деревянные
предметы, например, декорировать шкатулки, вешалки, фоторамки, панно,
картины, предметы мебели и интерьера. Выжигание­это творческий и очень
увлекательный процесс.
Изделия, приготовленные своими руками, можно кому­нибудь подарить.
Мы с учащимися 6 «А» и 9 «А» классов решили в этом году сделать подарки
своими руками.
Проблема: В продаже много подарков, но иногда трудно что­то подобрать или
есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.
1.2 Цель: изготовить подарки для родителей, учителей своими руками.
Задачи:
 изучить историю выжигания по дереву
 изучить основные приемы и правила выжигания по дереву
 сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева
1.3 Тип данного проекта:
1. по доминирующей деятельности
­ творческий и
информационный;
1. по предметному содержанию ­ монопроект;
2. по продолжительности – долгосрочный
3. Групповой.
4.

Методы, испотлуемые в работе над проектом:
анкетирование;
­
­ поиск информации;
­
­ изготовление изделия.
выбор материала и способа действия;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Узнать исторические сведения о пирографии.
Научиться основным приемам и правилам выжигания по дереву
Усовершенствовать– знания и умения по изготовлению изделий в
технике «пирография».
Изготовить панно «Год Петуха», разделочные доски "8 Марта"
используя технологически правильные приемы работы с выжигателем.
Глава 2. История
Художественная обработка дерева была известна еще в IX ­ X вв. В России,
богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения
мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и
сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся
отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности
текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме
древесины используют кап, бересту, лозу.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева,
особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных
ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества,
выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и

живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или
выступая самостоятельно.
В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы
которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с
выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.
В наше время применяют электровыжигатель.
Глава 3. Приемы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции.
Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов
выжигания:

1. Контурное
выжигание используют многие начинающие. Оно относительно
простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного
рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком
иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом
можно использовать этот прием в качестве штриховки.

2. Силуэтное
выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При
использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям
и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно
выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром
темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от
глубокого темного до светло­бежевого.

Прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в
3. Другой
начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам
контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и
фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается
разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому
подобного.
5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный
штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в
первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной

плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости
доски, а фон углубляется.
6. Выжигание кислотами.
При декоративной отделке древесины
выжиганием, кроме
пирографии, можно пользоваться различными
кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый
цвет, что и под действием тепла.
7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и
больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только
приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит
вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного
выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую
необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что
одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между
ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов
передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов
тушевки.
Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим
рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальщикам, как можно
больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам
стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.
3.1. Обоснование выбора приема выжигания.
Изучив материал по данной теме, мы с ребятами пришли к выводу, что для
наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее
экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно
выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.
3.2. Обоснование выбора материалов.
Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления
изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы
дерева, но мы решили использовать фанеру, так как она заведомо плоский
материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию
поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.
Глава 4. Технология изготовления панно
4.1. Подготовка материала к выжиганию.

подготовить: отшлифовать
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему
определенную форму. Поверхность выбранного материала необходимо
тщательно
среднезернистой
шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага
оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно
убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и
торцовые стороны.

4.2. Инструменты и приспособления:
­ прибор для выжигания;
­электролобзик по дереву;
­ столярный угольник;
­ фанера для выжигания;
­ шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);
­ карандаш для нанесения рисунка на основу;
­ копировальная бумага;
­отвертка и саморезы.
4.3.Технологическая карта изготовления панно (Приложение №1.).
Глава 5. Экологическая оценка проекта.
Панно полностью изготовлено из древесины (фанеры) – материала вечного из­
за своего постоянного возобновления при условии заботливого
восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного
считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений
в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека

Заключение
При работе над проектом «Выжигание по дереву» решены все поставленные
задачи:
­разработано экономичное, технологичное декоративно­прикладное изделия
из фанеры;
­разработан несложный технологический процесс изготовления панно и
разделочных досок на основе изученных технологий обработки древесины с
применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной
мастерской и в домашних условиях;
­ изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за
ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению
из фанеры красивого и недорогого панно и разделочных досок достигнута.
Практическая значимость изделия состоит в применении панно в
декоративных целях, а разделочных досок – необходимый предмет на
кухне. Кроме того, при желании можно организовать производство и
реализацию подобной продукции на кружке в школе.
Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность
массового производства и реализации панно,
разделочных досок.
Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках

трудового обучения и в кружках технического творчества.
Список литературы
1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для
учащихся 5­9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.
2. Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. ­ «Издательская группа
«Контэнт». 2004.
3. Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера.
Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999.
дерева: Кн. для учащихся старших классов. ­ М.: Просвещение, 1987.

Федотов Г. Я. Волшебный мир
4.
Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –
М.: Просвещение, 1991.
5. ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ ­ ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ,
ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ­http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy­podolskiy­
vyzhiganie­po­derevu­tekhniki­priemy­izdeliya­16.php
6. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ ­Информационный портал для любителей
пирографии­ http://pyrography­fireart.ru.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Песковатская средняя школа Дубовского муниципального района

Волгоградской области

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по предмету «технология»

«Духовное начало»

Выполнил: ученик 8 клласа

Гаффаров М.

Проверил: учитель

Салманова С.В.

Волгоград 2016

Введение

1. История выжигания по дереву

2. Способы выжигания

2.1 Пирография

2.2 Пиротипия

2.3 Выжигание кислотой

2.4 Выжигание трением

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

3. Правила техники безопасности

4. Материалы и инструменты

5. Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву

6. Расчет себестоимости готового изделия

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Выжигание – это творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.

С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Мой интерес к технике выжигания позволил мне разработать проект и воплотить его в жизнь. Название данного проекта отражает духовное начало личности, которое, по моему мнению, берёт свои истоки в окружающей нас природе и веры, присущей каждому человеку (приложение 1).

Перед началом работы определил цель и задачи проекта, а также составил ход выполнения проекта.

Цель проекта: разработать и выполнить проект в технике выжигания по дереву – «Духовное начало».

Задачи проекта:

– изучить технику выжигания по дереву, её историю, а также систематизировать полученную информацию;

– изучить основы техники безопасности при выжигании по дереву;

– создать картину в технике выжигания по дереву;

– создать условия для вовлечения обучающихся в творческую деятельность по средствам выжигания по дереву.

Ход выполнения проекта:

– изучение различных источников информации, касающихся данной темы;

– систематизирование полученной информации;

– разработка плана работы;

– подготовка необходимых материалов и оборудования, рабочего места;

– создание картины «Духовное начало» в технике выжигания по дереву;

– демонстрация готовой картины;

– написание работы проекта.

1. История выжигания

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.

2. Способы выжигания

Существуют несколько различных способов выжигания – пирография , пиротипия , выжигание кислотой , трением , на огне или горячем песке , увеличительным стеклом на солнце .

2.1 Пирография

Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже. Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.

В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.

2.2 Пиротипия

Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.

На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

2.3 Выжигание кислотой

Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты . Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.

2.4 Выжигание трением

Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.

2.5 Выжигание с помощью огня и горячего песка

В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка.

Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.

Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.

При необходимости отмучивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.

С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.

Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.

Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.

При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.

Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.

Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

3. Правила техники безопасности

1. При пилении древесины:

Пользоваться упорами и направителями;

Не держать руку близко к полотну пилы;

Не сдувать опилки, необходимо сметать их щеткой-сметкой.

2. Выполняя лакокрасочные работы:

Не держать долго открытыми банки с красками;

При работе не подносить краски к лицу;

Использовать защитные средства: перчатки, респиратор, фартук;

После завершения работы необходимо вымыть руки с мылом.

3. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

Включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

Работу выполнять в хорошо проветриваемом помещении;

Проверять состояние изоляции токопроводящих частей;

Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

Во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

По окончанию работы обязательно выключить электровыжигатель из розетки.

4. Материалы и инструменты

Таблица 1. Материалы и инструменты

Название

Изображение

Доска

предназначена для выжигания. Поверхность должна быть без сучков и шероховатостей.

Калька

предназначена для перевода рисунка на доску.


Рисунок (схема)

используется для точного нанесения изображения.

Электровыжигатель

предназначен для выжигания рисунка

предназначен для покрытия готовой картины. Служит защитой от дальнейшего негативного воздействия факторов окружающей среды.


5. Технология изготовления картины

Таблица 2. Технология изготовления картины
в технике выжигания по дереву

п/п

Этап
работы

Изображение

Последовательность выполнения

Материалы

Подготовка заготовки (замер ширины и высоты)

Нанесение размеров заготовки, зачистка поверхности

Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

Калька, рисунок (схема)

Выжигание контуров, нанесение теней


Сначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)

Электровыжигатель

Покрытие готовой картины лаком

С помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность картины

лак, кисть

6. Расчет себестоимости готового изделия

Затраты на изготовления картины в технике выжигания по дереву зависит от размеров заготовки (чем больше размеры доски, тем выше себестоимость).

Таблица 3. Расчет себестоимости готового изделия

Используемый материал

Цена (руб.)

Затраты (руб.)

Доска (заготовка)

Распечатка рисунка (схемы)

500гр. – 150 руб

Полную себестоимость работы рассчитываем по следующей формуле:

С п = М з +Р оп, где

С п – полная себестоимость;

М з – материальные затраты;

Р оп – стоимость самой работы.

М з = 50+2,50+6+15+45= 118,5 руб.

С п = 118,5+200= 318,5 руб.

Заключение

Выжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.

При выполнении проекта я использовал полученные теоретические и практически навыки.

Итогом моей работы стала картина, которую я назвал «Духовное начало». Я планирую дальше заниматься творчеством, изучать новые техники.

Список литературы.

    Карабанов И.А. Технология обработки древисины. ­ М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987 г.

    http :// modernlib . ru / books / svetlana _ yurevna _ raschupkina / vizhiganie _ po _ derevu / read _1/

    http://www.tatianka.ru/goods/pyrography-tools/

    Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 2002 г.

    Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987 .

    Школа и производство. 2006 г. №24.

    Школа и производство 2002 г. №3.

    Школа и производство 2004 г. №5.

    Сайт: http :// www . woodburner . com / galleru

    Сайт: http://vuzhigatel.ru

    Сайт: http :// www . lobzik . pri . ee

ПРИЛОЖЕНИЕ 1