История дизайна - ар нуво. Стиль ар-нуво в современном интерьере — искусство гармонии Интерьер в стиле ар нуво


; возможно, последний единый художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19–начала 20 в. Время его формирования – 1890-е годы, когда художники предприняли попытку порвать с теми художественными принципами, которые казались им исчерпавшими себя и стереотипными. Живописцы и скульпторы отвергали принцип подражания природе, архитекторы и дизайнеры осуждали копирование старых стилей. Они стремились к стилистическому единству: чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла , столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве. Главными особенностями стиля были образная ассоциативность, изощренный символизм форм и значений, подчеркнутая декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. Было не важно, предназначался ли такой линеарный декор для книжной обложки или для фасада здания.

Источники ар нуво разнообразны, к ним можно отнести стиль рококо, кельтское искусство Ирландии и Шотландии , позднюю, «пламенеющую» готику, а также яванские батики, этрусскую вазопись и в особенности японскую гравюру на дереве. Однако непосредственным провозвестником тех художественных идей, которые будут развиты мастерами ар нуво, стало «Движение искусств и ремесел», возникшее в Англии в 1880-е. Стиль ар нуво приобрел интернациональный статус и быстро распространился по всей Европе и обеим Америкам.

В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков ар нуво был Обри Бёрдсли , его эксцентричные рисунки не столько иллюстрировали конкретные эпизоды литературного произведения, сколько служили своеобразным комментарием к ним, содержание которого выходило далеко за пределы текста.

Одним из ведущих представителей ар нуво в Великобритании был Ч.Р.Макинтош , шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.

Во Франции , где и возник термин «ар нуво», этот стиль был тесно связан с символизмом в поэзии и живописи. У истоков французского ар нуво стояли Поль Гоген и художники его круга. Наиболее известным мастером ар нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек . В своих плакатах и литографиях он отдал должное характерному для ар нуво графическому узору, напоминающему арабеск, позволив линиям течь легко и энергично. Важную роль в развитии ар нуво во Франции сыграли архитектор Эктор Гимар (1867–1942), оформивший входы станций парижского метро чугунными решетками с орнаментами из стилизованных орхидей, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Эмиль Галле (1846–1904). Значительное место в искусстве ар нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде (1863–1957) и Виктору Орта (1861–1947); Брюссель был центром развития этого стиля на раннем этапе. Ар нуво имел множество последователей и в Германии, где он получил название «югендстиль». В Испании архитектор Антонио Гауди создал, пожалуй, наиболее индивидуальный и оригинальный вариант ар нуво.


В США архитектор Луис Салливан (1856–1924) использовал орнаменты в стиле ар нуво для украшения фасадов спроектированных им зданий. Ведущим представителем ар нуво был Луис Комфорт Тиффани , живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.

Стиль ар нуво достиг высшей точки своего развития на рубеже 19–20 вв., но затем был вскоре забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 в. Ар нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя. В России для этого стиля принято название модерн, в Австрии – сецессион, в Италии – либерти.

Cтиль арт-нуво в ювелирном искусстве (примерные границы: 1890-1915). В период с 1860 по 1880 гг. французский ювелир Оскар Массин своими произведениями задал тон и проторил дорожку для движе­ния арт-нуво.

Его произведения вдохновили искавших новые формы ювелиров-дизайнеров конца XIX века на то, чтобы порвать с ограничи­вающей их традицией и сопроводить начало нового века свежим всплеском творческой энергии.

Они приняли новый революцион­ный взгляд на искусство и больше внимания уделяли создаваемому каждым украшением образу, а не использованию дорогих .

С помощью плавных форм они сосредоточивали свое внимание на детальной работе с металлом, использовании необыч­ных камней и новых материалов, а с помощью эмали создавались уникальные во всех аспектах произведения искусства.

В этот период очень частыми были эксперименты. Ничто не сковывало ювелиров-дизайнеров. Они брали такие материалы, как рог и , такие необычные камни, как или натуральный , «крыло» и .

Все это смешивалось в причудли­вых, никогда раньше не при­менявшихся сочетаниях. Ос­новные мотивы заимствова­лись у природы: цветы, насекомые, листья, переплетенные виноградные лозы и ускользающие загадочные женские силуэты.

Необычными были сами предметы изображения. Они использовали такие цветы, как большие ирисы, и таких насекомых, как порхающие бабочки и стрекозы. Плавные движения и более отвлеченный характер ювелирных изделий в стиле арт-нуво создавали ощущение спокойствия и умиротворенности, как будто вы попадаете в мир грез.

В это время на авансцену выходят французские ювелиры-дизайнеры, а самыми яркими звездами были Рене Лалик, Анри Вевер, Жорж Фуке, Жо Деком, Boucheron, Филип Вольфер, Плиссон и Хартц, а также Люсьен Гайар. Работал в стиле арт-нуво и Петер Карл . В Америке Луис Комфорт своими издели­ями в стиле арт-нуво произвел настоящую сенсацию.

Среди других американских мастеров, работающих в этом стиле, назовем Теодора Дрейсера, Джеймса Колдвэлла, Shreve Company, Peacock Company, Бэйли, Banks, Biddle, Black, Stars Frost, Marcus Company, Spaulding Company и Теодора Старр.

Его путают с , но от него он далеко. Речь пойдет об арт нуво . Чтобы понять, чем он является, начнем с особенностей арт деко. Поняв их, поймем и разницу между художественными стилями.

Арт деко вдохновляется искусством Древнего Египта, в частности, Месопотамии. Отсюда мотивы тропических растений и много блеска. Здесь и хромированные, и латунные, и серебряные поверхности.

Добавим к этому брутальную сексуальность в виде пантер и львов. Воспевается, так же, образ кроткой лани – их добычи. Если орнамент, то составленный из простых фигур. Если краски, то яркие, насыщенные и контрастные. Если предметный мир, то связанный с технологиями. Противопоставим этому арт нуво и поймем разницу.

Особенности стиля арт нуво

Арт нуво – стиль , зародившийся раньше арт деко. Последний возник в 1925-ом году. Тогда в Париже прошла выставка под названием Exposition internationaledes Art Dcoratifs et industriels Modernes. Из ее имени и вычленили термин для нового стиля. Многие предметы на соответствовали именно ему.

Арт нуво возник на 40 лет раньше, в 1885-ом и понимался, как новое искусство. Оно обратилось к плавным линиям, природным мотивам. До революции арт нуво звали новейшим искусством, а во времена СССР стали именовать модерном.

Этот термин переводится как «современный». Искусствоведы 21-го века склонны употреблять понятие «модерн» по прямому назначению, говоря именно о современных вещах, а не из прошлых веков. Поэтому, начали применять английское обозначение стиля «арт нуво».

Модерн арт нуво в разных странах именуют по-разному и воспринимают как национальную идею. В Австрии, к примеру, стиль кличут «сецессион», а в Италии «либерти». Арт нуво не смог стать международным, единым для всех.

В этом принципиальное отличие от арт деко. Последний все понимают одинаково, называют одинаково и воссоздают одинаково. Идея направления – жизнь, как праздник. Отсюда столько яркости, технологичности и томности.

Идея арт нуво иная, ставится в противовес господствовавшему ранее рационализму. Его прямые, скупые линии заменили плавными, воспев природность окружающей обстановки, ее сложность и многогранность.

Орнаменты арт нуво составляются из одной непрерывной линии. Она извивается, загибается, пересекает сама себя. В итоге, получается сложная и витиеватая картина, словно переплетение трав в поле.

Однако, травы эти близкие и родные. Это не тропические растения, а те, что видны под окном. Краски тоже природные. Вместо яркости и контрастности используются пастельные тона. Выбивается из них лишь .

На фото арт нуво демонстрирует столь же натуральные и неброские материалы. в противовес металлам арт деко тусклое, много , и . В рисунках, украшающих их и текстиль, преобладают птицы, рыбки, насекомые.

В общем, вновь мотивы природы. Им чужды новые технологии. Поэтому, в арт нуво много декора, но мало практичности и, тем более, современной аппаратуры. Проще увидеть резной стол из дерева, письменные принадлежности в старинном стиле и инстоляцию-камин, который на самом деле лишь причудливо сплетшиеся корни дерева.

Стиль арт нуво в ювелирном искусстве

Украшения арт нуво тяготеют к полудрагоценным . Их в природе большинство, как и приглушенных красок. Поэтому, ювелиры берут деликатные , , , . Их очарование в приглушенных красках, неброском сиянии.

В соответствии с излюбленными орнаментами арт нуво в драгоценностях стиля много цветов, птиц, рыбок, стрекоз. Если присутствуют женские фигуры, их дополняют крыльями бабочек, юбками из лепестков. могут быть в прямом смысле сережками, к примеру, березовыми. Цвет дерева прорабатывается ювелирами в камне, металле, слоновой кости.

Излюбленной техникой арт нуво стала эмаль. Это . Оно наносится на металл, запекаясь на нем. Дабы разграничить элементы рисунка, используют перегородки из , , ювелирных .

Такую эмаль называют перегородчатой. Кружево множества стеночек соответствует таинственности стиля. Создается впечатление, что заходишь в сказочный лес или встречаешься с его нимфами. Кстати, о нимфах.

В украшениях арт нуво орнамент сочетается с обнаженной натурой. В 19-ом веке это стало вызовом целомудренным взглядам. В 21-ом веке обнаженкой не удивишь. Эротизм арт нуво соответствует времени и, в этом смысле, оставляет стиль современным.

Арт нуво в интерьере

В интерьере стиль выражается предметами ручной работы. Здесь и витражи, и эксклюзивная деревянная мебель, ручная кладка каминов, уникальные и картины. Не зря арт нуво провозгласили стилем художников и вообще людей искусства.

Творцы наполняют интерьер глубоким символизмом, извилистыми линиями, штучными предметами. Именно поэтому арт нуво довлел над прочими стилями лишь 4-ре десятилетия. Наступили времена повсеместного машинного производства. Массовые товары не отличаются сложностью форм и беспрестанно повторяются. Это чуждо арт нуво.

В интерьере стиль арт нуво выражается, в основном, зеленым и коричневым цветами. Проводится параллель с красками, преобладающими в природе. Все цвета как бы припудрены, замутнены.

Если розовый, то сероватый, если лиловый, то с серебром. Местами мерцают поверхности, подобные играющему на солнце льду или искрящимся каплям воды на цветах. В обязательном порядке такие ассоциации в интерьере арт нуво вызывают стекла окон. Для этого их обрабатывают специальными составами.

На фото интерьер в стиле арт нуво

В целом интерьер арт нуво можно назвать добротным. Используются натуральные материалы и обрабатываются эксклюзивно. Так же, стиль обтекаем. В интерьерах арт нуво не найти прямых и строгих линий.

Все мягко, изящно и грациозно. Ткани, как и прочие материалы, натуральные, богато орнаментированные. Каждая деталь в интерьерах арт нуво – предмет, который можно рассматривать часами.

Арт нуво в живописи

В живописи арт нуво, как и прочих ипостасях стиля, эксплуатируются темы естественности, таинственности, чувственности. Женские образы, к примеру, томные с округлостями и пышными волнами волос.

Зрительно эти дамы кажутся высокими. В арт деко, к примеру, леди миниатюрные, тонкие и звонкие. В них есть колючая спортивность. Кажется, что эти дамочки куда-то спешат.

Женщины на картинах стилистики арт нуво, напротив, умиротворены и спокойны. Они наслаждаются моментом, не стремясь покинуть его. Волосы распущены, тела расслаблены, взгляды задумчивы.

Из художников направление арт нуво поддерживали Константин Сомов, Куно Амье, Леон Бакст, Густав Климт, Ян Тороп и Шарль Морен. Последний творил, так же, в стилистике символизма.

Картина в стиле арт нуво художник Габриэль Морено

Арт нуво соответствует примерно каждая 3-я картина Морена. На полотнах часто фигурирует и его , к примеру, круг. Дневное светило в арт нуво можно назвать предметом культа.

На картинах, так же, изобилуют странные существа. Это не монстры, но есть в них что-то нереальное, сказочное. Остальные мотивы природы натуралистичны. Глядя на картины, видишь раковины, павлинов, бабочек и божьих коровок.

Каждый исторический стиль, переживший свое время, отражает целую эпоху, ее вкусы, характеры, образы. Чем привлекательнее для нас, ныне живущих, кажется определенное время, тем более популярным становится соответствующий стиль. В этом смысле интерес к арт-нуво, возродившийся в последнее десятилетие, отражает ностальгию по бурным и ярким временам на рубеже 19 и 20 столетия. появился именно тогда. Может ли наша квартира или даже частный дом стать ареной идей, которые были в моде сто лет назад? Как создать стиль арт-нуво в современном интерьере?

Арт-нуво: характеристики и история

Следует сразу отметить, что термином «арт-нуво» иногда называют всю общность модерна. Это не совсем так. Арт нуво представляет, скорее, французское направление, которое возникло на рубеже 19 и 20 столетия. Оно интегрировано в общее пространство модерна, но охватывает более узкое течение искусства и декорации. Арт-нуво имеет свой собственный набор характеристик , которые во многом совпадают с ключевым направлением модерна, но обладают и уникальной спецификой.

  • Арт-нуво базируется на природной красоте и естественной гармонии. Его создатели были очарованы совершенством линий цветка, бутона, ветки и противопоставляли эту естественную живость и гибкость набиравшей обороты индустриальной эстетике.
  • Лозунгом, или на современном языке, слоганом стиля стала один из базовых принципов модерна «Ближе к природе». Интерьеры в стиле арт-нуво стали образцом этой идеи.
  • Сохраняя приверженность провозглашенной модерном идее конструктивизма, интерьеры арт-нуво отличаются гармонией и единством создаваемого пространства. В этом стиле можно задать основную идею помещения и последовательно ее реализовывать. В исторических интерьерах именно так и делали, называя комнаты «Райский сад» или «Влюбленные лилии». Тогда люди были уверены, что романтики много не бывает.

  • Тонкую природную красоту арт-нуво передавал изогнутой линией, которая являлась основной концептуальной формой для всего модерна. Прихотливо извивающие, образующие целые заросли фантастических цветов и растений, плавные и закругленные формы отличались одной интересной особенностью. В отличие от привычных нам объемных, многомерных изображений, арт-нуво словно рисует двумерные картины. Плоский рисунок стиля отсылает нас к японским гравюрам или позднегреческим изображениям, а также к традиционным египетским росписям.
  • Впрочем, это неудивительно, весь своим зарождением арт-нуво был обязан как раз японским гравюрам. На них обратил внимание известный английский художник и гравер Ф. Бракмон. Очень быстро изображения стали популярны, англичане, а за ними и французы подхватили идею извивающихся линий, самостоятельность цвета и свободу выражения силуэта, не скованного классическими канонами.

  • Символом стиля вполне может служить цветок. Роскошные лепестки пиона, нежная изысканность цикламены, завершённость очертаний лилии подарили арт-нуво идеи и образы. Надо отдать должное - художники не опустились до бездумного копирования, а нашли новые средства для оформления пространства, стилизуя природные формы, создавая собственное видение безупречной природной красоты.
  • На основе плавных, изогнутых линий была разработана концепция единого пространства, ничем не разделенного, предметы и украшения которого будут не разрушать, а достраивать композицию.
  • Вот так и появился стиль арт-нуво. В нем сочетается плавность рисунка и традиционные геометрические формы помещений, сочные оттенки природных цветов и сложные тона художественной палитры.

  • Для создания арт-нуво потребуются акцентированные растительные орнаменты, натуральные отделочные материалы, арочные конструкции для окон или дверей, образы растительного и животного мира в орнаменте, отделке, аксессуарах. При этом арт-нуво далек от простоты и естественности экостиля. Он создан очень искусно, с большим тщанием, но он не является слиянием человека с природой. Скорее, этот дизайн воспевает природу средствами, которые доступны только человеку.
  • На сегодняшний день в историческом облике арт-нуво можно встретить довольно редко. Этот изысканный по современным понятиям стиль требует хорошего художественного вкуса, понимания стилистических основ и возможностей для того, чтобы придумывать и создавать элементы, которые способны объединится в законченную и гармоничную картину.
  • Нередко можно встретить адаптированные варианты, которые получаются соединением возможностей арт-нуво и других стилей, например, ретро. Это подчеркивает исторических характер интерьера, создает впечатляющую многослойность, добавляет индивидуальность и авторский взгляд на природу стиля.

Арт-нуво в интерьере гостиной: фото и идеи

Прекрасные перспективы этот дизайн открывает для тех, кто хочет сделать свою гостиную удобной, элегантной и оригинальной. Арт-нуво обладает особенным благородством, и, несмотря на довольно почтенный возраст, он выглядит очень свежо.

  • Интерьер арт-нуво может быть создан и в относительно небольшой комнате. Придется отказаться от росписи многоуровневого потолка или сложного украшения стен. Однако, оригинальное арочное окно, сводчатая рама зеркала, скругленная линия дверного проема вполне доступна даже в небольшой комнате.
  • Еще больше приблизит идеал использование натурального дерева в оформлении комнаты, а также натуральные, природные оттенки цветовой гаммы. Безусловно, в современной квартире довольно трудно добиться полной стилистической достоверности, но даже несколько ярких черт помогут придать гостиной нужное настроение арт-нуво.
  • Закругленные и обтекаемые формы мебели, затейливый растительный узор на шторах и жестком ламбрекене, рельефный рисунок потолка и повторяющие его контрастные росчерки на стенах создали вполне отчётливый образ стиля во вполне стандартной гостиной на фото.

  • Образ подчеркивает удачный выбор материалов и цветов отделки, приближая ту самую гармонию с природой, которая является основным принципом арт-нуво.
  • Гостиная в таком дизайне может быть не только элегантной, но и выразительной, оригинальной и даже энергичной. Достаточно выбрать в качестве основного цвета теплые оттенки желтого, янтарного и светло-коричневого, чтобы помещение заискрилось всеми оттенками солнечного дня.
  • К высоким окнам вовсе необязательно добавлять арки, скруглить и придать нужную плавность образу помогут хорошо подобранные ламбрекены и шторы орнаментом из цветов и листьев. Изгибы мебельных форм хорошо поддержат необходимую текучесть образа. Правильным и уместным акцентом станет растительный орнамент на обивке мебели, кованая решетка камина с переплетающимися ветвями, а резные деревянные узоры журнального столика и кресел идеально впишутся образ комнаты.
  • Отдельно стоит подчеркнуть роль живых растений в формировании стиля арт-нуво. Особенно удачно выглядят растения с широкой кроной, декоративными листьями. Если для модерна вообще отличным образом стала орхидея, то для арт-нуво больше подходят растения с густой листвой и крупными цветами, например, лилия, или же с длинными декоративными плетями. Например, плющ, китайская роза, глициния.
  • Нужные атрибуты стиля можно создать даже несколькими выразительными штрихами. Например, в гостиной на фото основным акцентом является узор потолка, напоминающий переплетенные ветви фантастического растения. Оригинальную идею поддерживает цвет мебели, а замысловатый рисунок дорогой ткани делает интерьер по-настоящему роскошным.

  • В этом интерьере прослеживается явная апелляция к восточным темам. Это не является нарушением стиля, как мы помним, и модерн не остался равнодушен к восточной культуре, и сам арт-нуво обязан своим происхождением интересом к японской гравюрной живописи. Тему восточной экзотики продолжает затейливый столик с кальяном и набором диковинной посуды.
  • В этой гостиной удачно сочетаются волнообразные формы и рисунки типичного арт-нуво и правильные геометрические композиции, свойственные античности, и унаследованные модерном. Лаконичный рисунок каминной грубы поддерживается полосатыми обоями, шоколадный цвет которых добавляет глубины и даже таинственности интерьеру этой гостиной в стиле арт-нуво.

Спальная комната в романтичном и чувственном дизайне арт-нуво покоряет сердца многих, поэтому черты этого стиля часто можно встретить даже в самых современных домах. Несколько штрихов способны превратить утилитарную комнату в самый настоящий будуар.

  • Изменить стандартную прямоугольную форму окна можно с помощью декоративных накладок из дерева. Сделанные в обычном для арт-нуво стиле, они станут очень выразительным акцентом. Такие накладки можно поддержать и особым дизайном дверного полотна, с прихотливо изогнутыми филенками и стеклянными вставками в форме лепестка.
  • Стены и потолок можно украсить растительным орнаментом. Тем более, что традиционные двумерные изображения и элементы арт-нуво, буквально, подталкивают к такому решению.

  • Цветочная тема может быть продолжена декоративными и функциональными элементами. Вазы с флористическим орнаментом, светильники в виде бутона, лепестка или ветки дерева, узоры текстиля и картины с цветочными композициями - все это поможет созданию образа настоящего арт-нуво.
  • Для такой спальни мебель лучше выбирать из натурального дерева. Кровати, стулья и полукресла могут быть украшены резьбой или овальными филенками, расположенными в форме сходящихся лепестков.
  • Особое место в спальне стиля арт-нуво занимает кровать. Ее выбирают традиционной высоты, с фактурным изголовьем. Здесь можно включить фантазию по максимуму. Традиционным выбором является дерево, с выразительной резьбой, изображающей животных, птиц, растения и цветы. Классические плавные очертания арт-нуво, разноуровневые элементы и богатство используемых фактур и цветов делает возможность проявить и вкус, и фантазию.
  • Изголовье для кровати может быть оформлено с использованием текстиля, позолоты, других декоративных элементов. Особенно хорошо выглядит кожа, атлас, шелк. Можно использовать материал с вышитым рисунком, тиснением или ручной выделки.

  • Текстиль в такой спальне обычно используют так широко, как только возможно. Обивка мебели, шторы, ковры, покрывала, а иногда и балдахины, занавеси, декоративные ширмы - все это находит применение в интерьере арт-нуво. Текстиль должен быть качественным, разнообразным, даже роскошным. Цвета и узоры можно выбирать самые разнообразные, от глубоких и чувственных тонов до игривой цветочной расцветки, способной поднять настроение в самый пасмурный день.
  • Для отделки стен можно использовать обои и текстиль, применять декоративные панели с готовым рисунком, или украшать стены росписью. На полу органичнее всего выглядит натуральное дерево, а также керамическая плитка крупного формата. Большинство любителей арт-нуво выбирает для украшения пола в спальне ковры из натуральной шерсти с ориентальным или флористическим рисунком.

  • Современные образы спален в стиле арт-нуво часто выполняются в светлых, легких цветовых решениях. В небольших помещениях традиционные насыщенные цвета и обилие натурального дерева могут создать ощущение перегруженности интерьера. Избежать этого помогут белые, голубые, сливочные и бежевые тона текстиля, отказ от традиционных штор и замена их деревянными жалюзи и легкими занавесями, использование в оформлении светлых аксессуаров весьма современного вида.
  • Спальни арт-нуво могут быть оформлены с использованием натуральных отделочных материалов, плавных линий мебели и декоров, единой композицией пространства и основной ключевой идеей дизайна. Все это довольно традиционно для всего стиля модерн. Собственное звучание арт-нуво придадут прихотливо сплетенные растительные орнаменты и резьба, живые растения в интерьере и образы живой природы, угадываемые в очертаниях пуфов, столиков или тумб.

Несмотря на свой возраст и длинную историю, арт-нуво вполне подходит для того, чтобы украсить вполне современное жилище, придав ему гармонию и эстетическое совершенство. Образ интерьера в стиле арт-нуво поможет не только сделать жизненное пространство комфортнее, но и насытить его особенной энергетикой, за счет фантастически красивых узоров и орнаментов, прихотливо изогнутых плавных линий и образов живой природы, отраженных в мебели и декорах.

Истоки и особенности стиля Ар Нуво

Конец XIX столетия в Европе ознамено-ван относительным миром и проц-ветанием. Экономический рост повлек за собой увеличение численности круп-ной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре. Стиль Ар Нуво возник и сформировался в Бельгии и Франции (затем он появился в Германии, Испании и странах Скандинавии). В Ав-стрии «Венский Сецессион» объединил представителей стиля Ар Нуво. Западные художники в этот период увлечены ис-кусством Дальнего Востока (особенно Японии), кроме того, развитие средств связи очень обогатило европейскую культуру. Новый стиль предложил обновление, современное решение которого сломило удушающее господство традиций прошлого, представив искусству новые оригинальные формы выражения.Стиль Ар Нуво не был везде одинако-в, в разных странах существовали собственные варианты стиля. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как «большом стиле». Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, - так называлась мастер-ская в Париже, изделия которой были выполнены в новом стиле(с французского Art Nouveau - "новое искусство"). Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением нового стиля. В разных частях Европы идеи движения получали самые разные трактовки, отражая индивидуальный характер каждой страны. Новый стиль был известен под разными названиями. Во Франции это был стиль метро,в Германии немецкое на-звание «югендстиль» («молодой стиль» или «стиль молодых»).

Стили Ар-деко и Ар-нуво нередко путают между собой, смешивая их разнородные элементы или вовсе называя их одним и тем же. Чаще всего сейчас встречаются эклектичные интерьеры, вызывающие неоднозначные чувства - вроде все идет по канонам Ар-нуво, но, потом неожиданно где-то блеснет и элемент Ар-деко. Между тем, эти стили имеют весьма существенные различия и даже появились в разный период времени.

Стиль Ар-нуво возник в конце 19 века и являлся ответвлением модерна, можно сказать, что он так и не стал самостоятельным стилем, возможно поэтому по сей день его так любят с чем-то комбинировать.

Стиль Ар-деко сформировался после масштабной парижской выставки 1925 года, на которой были представлены различные предметы новейшего искусства. Позднее он стал символом праздника и свободы, и особенно полюбился молодым людям, которые пытались отвлечься от тягостных мыслей послевоенного времени.


Главным различием этих двух стилей является общая геометричность или плавность форм. Для стиля Ар-деко характерны резкие, изломанные линии и подчеркнутая симметричность, таким образом, стиль отображал общие настроения начала 20 века, когда люди по-прежнему находились в строгих рамках приличий, но в то же время активно пытались бунтовать внутри них. Ар-нуво, напротив, предполагает изгибистые, несколько "текучие" линии, поскольку данный стиль склонял к близости с природой. Характерным узором стиля Ар-нуво считается так называемый "удар бича", придуманный художником Германом Обристом. У Ар-деко подобным фирменным знаком можно назвать Sunburst - солнечные лучи, которые чаще всего проявляются в элементе декора.



Декоративные элементы являются той самой деталью, благодаря которой понимаешь всю суть того или иного стиля, а в данном случае они еще и ключевой элемент их разнородности. Текучесть форм стиля Ар-нуво простирается повсеместно, поэтому для него характерно изображение причудливых, немного сказочных сюжетов в виде картин на стенах, как, например, в работах Альфонса Мухи.


В Ар-деко все более реалистично и сдержанно, а также угловато - сюжеты не отличаются фантазийностью, кроме того, модели выглядят гораздо более современно и несколько мальчишески.

Все дело в том, что в начале прошлого века стали популярны занятия спортом, поэтому приветствовалась спортивная фигура, причем, как у мужчин, так и у женщин. Эта тенденция просматривалась во всех сферах жизни, поэтому интерьеры Ар-деко украшались статуэтками спортсменок атлетичного телосложения. Ар-нуво и здесь сохранял приверженность природному стилю.


Что касается цветовой палитры, то для Ар-деко характерна сдержанность и даже монохромность в цвете, но, в то же время, обилие блеска. Для этих целей применялись хромированные элементы мебели, зеркала, хрусталь. Интерьер в подобном стиле всегда предполагал атмосферу праздника, во время которого можно забыть обо всем.




Ар-нуво, с его мягкостью и таинственностью,подразумевает такие же мягкие, природные цвета - коричневый, зеленый, бежевый. Так же характерно обилие всевозможных переплетеных элементов и затейливой мебели. Часто в интерьере Ар-нуво присутствуют витражи, которые помогают созданию природно-загадочных полутонов. Атмосфера в интерьере подобного стиля всегда мягкая и умиротворяющая.





В целом, можно сказать, что стиль Ар-деко больше сочетается с нашей современной действительностью, за счет своей яркости и характерной динамики. Поэтому он прекрасно подойдет жителям мегаполиса, которые вечно куда-то спешат и даже минуты отдыха предпочитают проводить активно. Но если вам хочется создать свой маленький зачарованный лес в городе - отдайте предпочтение стилю Ар-нуво, в интерьере которого вы сможете расслабиться и помечтать.

Фото: vanilledecor.ru, liveinternet.ru, livejournal.com, storoom.com.ua, teeandcake.ru, mt-dizain.ru, domfront.ru, designo-int.com