Роскосмос отменил «Ангару-А5В. "Ангара" (ракета-носитель): технические характеристики и запуск Характеристика сверхтяжелой ангара а 7.2


Полеты в космос за прошедшие после запуска первого спутника десятилетия стали настолько частыми, что за ними среднестатистический обыватель следит не очень внимательно. На околоземной орбите постоянно вращаются сотни аппаратов различного назначения. Спутники обеспечивают связь, наблюдение, навигацию, они используются для проведения исследований, и стали такими же привычными атрибутами современной жизни, как сотовые телефоны, лазерные считывающие устройства или персональные компьютеры, о которых предыдущие поколения могли только смело мечтать.

Но искусственные космические объекты требуется выводить на заданные орбиты, и это стало таким же бизнесом, как самые обычные транспортные услуги, оказываемые автопредприятиями, авиакомпаниями, пароходствами иди железными дорогами. Россия - мировой лидер в области доставки спутников в околоземное пространство. Космическая ракета «Ангара», по всей видимости, вскоре станет главным инструментом для этой работы.

О центробежной силе

После распада СССР Россия юридически лишилась своего главного космодрома, находящегося в районе Байконура и ставшего казахским. Пользоваться им, конечно, можно, но за это нужно теперь платить, причем немало. Причины, по которым стартовые площадки первых советских космических кораблей строились в южной части страны, просты. Чем ближе к экватору космодром, тем больше обусловленная вращением планеты вокруг своей оси. Соответственно, земное притяжение ракете преодолевать легче, для этого требуется меньше горючего (другие примеры: Французская Гвинея). Зависимость России от иностранных государств, даже очень дружественных, нежелательна. Космодромы «Плесецк» и «Восточный» - вот новые стартовые площадки, с которых предполагается в дальнейшем осуществлять запуск. «Ангара», ракета-носитель нового поколения, должна быть достаточно мощной, чтобы выводить на орбиту коммерческие грузы в широтах севернее Байконура.

Задачи КБ

Перед специалистами ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и работавших в кооперации с ним КБ («Энергия», КБ им В. П. Макеева, «Энергомаш» и др.) была поставлена задача создать комплекс, своими возможностями перекрывающий спектр использовавшихся ранее носителей. К таковым относились производимые на Украине «Протоны», «Циклоны» и «Зениты-2». Все эти образцы космической техники должна была заменить ракета «Ангара». Технические характеристики разных типов носителей отличались по мощности и массе полезного груза, выводимого на орбиту. Чтобы добиться универсальности, требовался новый

Первый НПЦ им. Хруничева А. А. Медведев в период работы над проектом защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем он возглавил конструкторский коллектив.

Модульная конструкция

Советские носители с самого начала строились по модульному принципу. У кораблей «Восток» двигатели размещались в четырех пакетах, окружающих корпус ракеты. Перед конструкторами Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева стояла задача не просто создать очень сильную систему, способную выводить на орбиту тяжелый груз. Им предстояло спроектировать семейство носителей различной мощности для доставки в околоземное пространство объектов с разной массой. Так возникла серия «Ангара».

Ракета-носитель включает в свою конструкцию один универсальный модуль в вариантах «Ангара 1.1» и «Ангара 1.2». Три или пять УМ создают более высокую грузоподъемность для последующий классов «Ангара-А3» и «Ангара-А5». Такая идеология придает системе универсальность и повышает коммерческий потенциал российского космического ведомства, получающего свободу проявлять гибкость подхода и избегать излишних затрат.

Есть еще одно стратегически важное отличие и преимущество, которым характеризуется «Ангара» - ракета-носитель полностью строится в России и комплектуется исключительно отечественными агрегатами и узлами. События последнего времени наглядно иллюстрируют экономическую выгодность космическо-технологического суверенитета РФ.

Технические данные

Главный показатель - масса, которую может вывести на орбиту ракета «Ангара». Технические характеристики зависят от числа включенных в его конструкцию универсальных модулей. У самого мощного варианта носителя (серии А-7, по числу УМ) при полной массе свыше 1100 тонн полезная нагрузка достигает 35 тонн. Это примерно столько же, сколько мог поднять «Протон-М», стартуя с Байконура. Средний класс представлен версией А-3, он может нести до 14,6 тонн, сам при этом весит 481 тонну. И, наконец, самая легкая ракета-носитель - «Ангара», характеристики которой соответствуют не очень объемным и тяжелым объектам, которые чаще всего нужно выводить в космос (3,8 тонны).

Кроме гибкости комплектации, есть и еще одно важное обстоятельство, повышающее конкурентоспособность российской коммерческой космонавтики. Модульный принцип построения облегчает и удешевляет доставку носителей на космодром. Ракеты можно привозить даже железнодорожным транспортом в разобранном виде.

Экологические вопросы

Использование гептила в качестве топлива для тяжелых носителей совместно с высокотоксичными окислителями создает опасность экологического загрязнения местности в случае аварии или других нештатных ситуаций. Основу каждого универсального ракетного модуля, из которых состоит носитель «Ангара», составляет двигатель РД-191, работающий на керосине РГ-1. Окислителем служит сжиженный кислород, что существенно повышает безопасность системы и минимизирует пагубные последствия для окружающей среды. При этом каждым универсальным модулем создается тяга 212,6 тс.

Проектирование

Концептуальный проект был утвержден Ю. Н. Коптевым, главой Росавиакосмоса, и одобрен Министерством обороны, в компетенции которого входит деятельность КБ. Работы шли десять лет, в результате опытный образец прошел испытания. В 2008 году состоялось огневое тестирование унифицированного ракетного модуля на Химмаше (ФКП «НИЦ РКП»). Затем, в 2009-м, прошли так называемые «холодные испытания» и стендовая проверка гидросистем, топливных агрегатов с использованием компонентов топлива. Наконец, в 2010 году прошли комплексную проверку все узлы УРМ «Ангара». Ракета-носитель была признана работоспособной. Выдержали государственные проверки все агрегаты и системы. Теперь на очереди стояли летные испытания.

Первая попытка пуска

Какими бы точными ни были расчеты, и сколь бы успешно не проходили наземные и стендовые испытания, главным доказательством работоспособности любой космической техники служит успешный пуск. Планировалось, что 27 июня 2014 года с космодрома Плесецк стартует «Ангара». Ракета-носитель должна была без выхода на орбиту поднять вторую ступень вместе с макетом, имитирующим полезную нагрузку, по баллистической траектории преодолеть 5,7 тыс. км и упасть в заданном районе Камчатки (полигон Кура). Этого в тот день не произошло. Примерно за полторы минуты до старта автоматизированная система контроля выдала информацию о неисправности топливной системы, выраженной в падении давления в демпфере окислителя. Отсчет предстартового времени был остановлен. Возможно, Президент России и расстроился по причине этого сбоя, но, по всей видимости, был рад тому, что умная система не допустила намного большей беды.

Полет нормальный

Топливо слили, ракету сняли со стартового стола и подвергли тщательной проверке все системы на монтажно-испытательном комплексе. Это заняло больше времени, чем ожидалось, поэтому старт перенесли еще раз. Наконец, он состоялся, произошло это 9 июля. Полет прошел в запланированном штатном режиме. На 43-й секунде 4-й минуты после старта отделилась и упала в первая ступень. Вторая ступень запустила двигатель еще через 2 секунды, он работал 8 мин. 11 сек. Сброс головного обтекателя произошел через 10 секунд после отделения первой ступени. В общем, все шло четко по заданной циклограмме. Весь полет до Камчатки занял 21 минуту.

Будущее «Ангары»

На настоящий момент пусков было два, и оба прошли успешно. Во время второго на был выведен двухтонный макет, который затем подлежал затоплению в океане. В обоих случаях модификация применялась самая легкая, необходимости доставки в околоземное пространство 35 тонн пока нет, хотя характеристики ракеты «Ангара» А-7 позволяют это сделать.

Вполне возможно, что после преодоления мирового экономического кризиса международное сотрудничество в космосе выйдет на новый виток развития, появятся новые МКС, или возникнет идея межпланетных полетов. В последнем случае самый мощный носитель станет тем транспортом, который доставит на орбиту огромный звездолет по частям для сборки.

А пока ведутся работы по сертификации «Ангары» для пилотируемых стартов.

Гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил СМИ , что корпорация начала проработку концепции сверхтяжелой ракеты на базе ракетных модулей с двигателями РД-171. Ее грузоподъемность на первом этапе будет достигать 80 т, а основным предназначением станет использование в пилотируемой программе. Включенные в Федеральную космическую программу работы по «Ангаре-А5В» – ракете, также предназначенной для нового пилотируемого корабля – Роскосмос намерен отменить.

1. Старый вариант.

В 2015 году после резкой смены руководства Роскосмоса разработка сверхтяжелой ракеты для освоения Луны была остановлена . Поскольку пилотируемый корабль ПТК НП, названный сейчас «Федерация», остался без подходящего носителя, для его запуска к Луне была предложена четырехпусковая схема с использованием модернизированной ракеты «Ангара-А5В», которая отличается от уже однажды слетавшей тяжелой «Ангары» новой кислородно-водородной третьей ступенью. Грузоподъемность «Ангары-А5В» должна была составить от 34 до 38 т.

У концепции было сразу много недостатков. Во-первых, для организации полета в четыре пуска требуется построить как минимум два стартовых комплекса для «Ангары» на космодроме Восточный. В связи с сокращением бюджета в планах остался лишь один. Причем стартовый стол и его инфраструктура должны быть универсальными: и для грузовых пусков обычной «Ангары» с водородным разгонным блоком КВТК и керосиновыми блоками, и для запусков пилотируемого корабля на такой ракете, а также для грузовых и пилотируемых запусков утяжеленной водородной «Ангары».

Во-вторых, водородная «Ангара-А5В» была бы очень дорогой. А тем более – четыре ракеты сразу. В-третьих, конструкция «Ангары» не предусматривает увод от стартового стала при отказе одного из двигателей. Авария на первой ступени приведет не только к отмене всей пилотируемой экспедиции, но и к замораживанию всех пусков тяжелых ракет с Восточного на время ремонтных работ.

2. Новый вариант.

По словам Солнцева, его предприятие разработает проект ракеты с использованием исключительно керосиновых двигателей. Ее грузоподъемность составит 80 т на первом этапе и до 120 т – вероятно, с заменой верхней ступени – на втором. В 80-тонном варианте для удешевления разработки предлагается использовать третью ступень «Ангары-А5». Для организации одного полета на Луну потребуется два пуска 80-тонной ракеты. Облететь Луну на «Федерации» можно будет при помощи одного пуска.

Разработка ракеты на базе двигателя РД-171 предусматривается ФКП в рамках ОКР «Феникс». Финансирование этой ОКР планируется начать в 2018 году. Этот носитель должен будет выводить до 17 т на низкую орбиту Земли, т. е. он относится к среднему классу, однако он может быть использован в качестве модуля более тяжелого носителя.

В прошлом РКК «Энергия» уже предлагала различные варианты сверхтяжелых ракет-носителей, в том числе – «Энергию-5К» , носитель из модулей с двигателями РД-171 грузоподъемностью 79 т.

По своей компоновка «Энергия-5К» похожа на «Ангару-А5» и отличается от нее в первую очередь использованием более мощных двигателей (РД-171 вместо РД-191) и, соответственно, ракетных модулей большего размера. На третьей ступени «Энергии-5К» предлагалось использовать вакуумную версию двигателя РД-191 с тягой 2,1 МН (212,6 тс). Третья же ступень «Ангары» использует более слабый двигатель РД-0124 тягой 294,3 кН (30,0 тс). Таким образом, если в своем новом проекте РКК хочет использовать старый проект с верхней ступенью «Ангары», заявленную грузоподъемность в 80 т обеспечить не удастся. Добиться этого можно либо отказавшись от чистого копирования третьей ступени, либо увеличив длину ракетных модулей, либо увеличив число боковых ускорителей первой ступени.

В Федеральной космической программе было предусмотрено выделение 24 млрд рублей на проработку будущей конструкции ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Фактически, скорее всего, речь идет именно об этой работе, и создание собственно сверхтяжелой ракеты в ближайшие 10 лет не планируется. Новостью является лишь отказ от «Ангары-А5В», на которую были выделены значительные средства. Вероятно, эти деньги будут изъяты из программы в связи с очередным сокращением бюджета на 15%.

Полет ПТК НП к Луне также можно считать отмененным, тем более что на необходимые для такой экспедиции водородный и керосиновый буксиры деньги не выделены. Для испытаний нового корабля на низкой орбите Земли можно будет использовать обычную «Ангару-А5» в пилотируемой модификации («Ангара-А5П»), если, конечно, стартовый комплекс для «Ангары» на Восточном все-таки будет построен.

Космическая лента

Галерея РН Ангара

Ангара – семейство российских ракет-носителей широкого спектра действия. Разработана в ГКНПЦ им. Хруничева в 2000-х.

История ракеты Ангара

Распад СССР стал драматичным событием для ракетно-космической отрасли, предприятия и объекты которой были разбросаны по всей ее территории. Главный космический порт – космодром Байконур расположен в Казахстане. Огромное количество элементов и комплектующих так же производились на Украине, в Белоруссии, Армении оказавшихся теперь независимыми республиками. Промышленная цепочка была нарушена, а политические сдвиги делали зависимость от критических иностранных комплектующих опасной для стратегической отрасли.

России необходимо было максимально заместить импорт и обеспечить независимость от расположенных за границей пусковых площадок. Были выявлены два очевидных решения: создать максимально отечественную ракету и обеспечить пуски со своей территории.

На основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 года по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 года был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. Королёва, ГКНПЦ им. Хруничева и ГРЦ «КБ им. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.

2 года спустя победителем конкурса стала ГКНПЦ им. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. В 1995 году, указом Президента РФ была инициирована работа по созданию комплекса Ангара. Предполагалось, что ракеты выйдет на этап летных испытаний уже к 2005 году.

Предполагалось создание двухступенчатой ракеты-носителя, использующего в качестве топлива керосин на первой ступени и жидкий водород на второй, окислителем должен был быть жидкий кислород. Двигателем первой ступени должен был стать созданный для ракеты Зенит РД-171 (это позволило применять модифицированные пусковые площадки РН Зенит на космодроме Плесецк), второй ступени – РД-0120, ранее применявшийся в РН Энергия.

К 1997 году после проведения ряда специальных исследований проект был изменен. На этот раз предлагалось создать модульную ракету и использовать керосин во всех ступенях – это удешевляло производство, а водородные двигатели были слишком сложны. РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева вышли из кооперации.

Дальнейшие работы по программе продвигались долгих 10 лет.

Испытания ракеты Ангара

С 2007 года начались испытания модулей и систем ракеты. В 2008 году начались огневые испытания. В 2009 году начались холодные испытания с загрузкой жидкого кислорода и проверкой гидросистем. В 2011 году двигатель РД-191 был признан пригодным для применения на РН Ангара.

Универсальный ракетный модуль ракеты Ангара трижды проходил летные испытания в рамках российско-корейского договора о сотрудничестве. В 2009, 2010 и 2013 годах он летал в качестве первой ступени южнокорейской ракеты-носителя .

Базовый сценарий создания комплекса предполагал начало летных испытаний уже с 2005 года с космодрома Плесецк. Но постоянные сдвижки и задержки сместили это событие на 9 лет. Наконец, 9 июля 2014 года с космодрома Плесецк был осуществлен первый испытательный запуск легкой версии Ангара-1.2ПП. Спустя 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью ракеты попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка на расстоянии 5700 км от места старта. Полет прошел по плану и испытания были признаны успешными.

В конце того же 2014 года был осуществлен запуск тяжелой версии ракеты Ангара-А5. Ракета была запущена с космодрома Плесецк 23 декабря и прошла по траектории согласно плана. Испытания были признаны успешными.

Эксплуатация ракет Ангара

Пусковые площадки

Для запусков ракет-носителей Ангара предполагалось использовать 3 площадки:

  • Космодром Восточный – базовый. Именно этот космодром станет главными космическими воротами России и с него планируется осуществлять большинство пусков как ракет Ангара, так и других перспективных комплексов.
  • Космодром Байконур — для запусков с космодрома Байконур планировалось создать космический ракетный комплекс Байтерек, проект стартовал в 2004 году. Предполагалось, что Байтерек станет чисто коммерческим проектом. Однако, работы как по самой ракете, так и по международному проекту затянулись и Байтерек, фактически, был отменен. Ракета Ангара ушла на космодром Восточный.
  • Плесецк – именно с Плесецка были осуществлены первые испытательные запуски. Вероятно, ракета будет периодически летать с Плесецка в рамках специальных заказов спецслужб и военных. Космодром Плесецк является военным объектом и коммерческие полеты с него затруднены.

Видео запуска ракеты-носителя Ангара-А5 с космодрома Плесецк

Цели создания комплекса

  1. России необходим ракетный комплекс, способный выводить на геостационарную орбиту полезные нагрузки с территории Российской Федерации (космодромы Плесецк и Восточный).
  2. Из соображений стратегической безопасности комплекс полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории России.
  3. Ликвидация проблем использования тяжёлых РН с токсичным топливом. Традиционно в качестве топлива для тяжёлых РН использовался гептил, очень токсичное вещество. Ракета Ангара, летающая на кислороде и керосине значительно более безопасна при использовании. В будущем возможна сертификация применения РН «Ангары» и для пилотируемых полётов.
  4. Модульность. Позволит упростить доставку готового изделия по железной дороге к месту старта. Модульная концепция построения позволяет создать целое семейство РН: лёгкого класса (на базе 1-го модуля первой ступени с массой полезной нагрузки на низкой околоземной орбите 1,5 т), тяжёлого (до 35 т, состоящего из 7 универсальных ракетных модулей в составе первой ступени).
  5. Полезная нагрузка «Ангары А7» - до 35 тонн, что больше, чем у . Данные технические возможности «Ангары А5» позволят вывести с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту полезную нагрузку такой же массы, как и с космодрома Байконур при помощи РН «Протон-М».

В результате создания Ангары ГКНПЦ им. Хруничева может занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов ракет-носителей, созданных в СССР - Ангара А5, А7 вместо Протона; Ангара А3 вместо Зенита-2; Ангара А1.2 вместо Циклона-2/3; Ангара А1.1 вместо Космоса-3М. Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа и небольшие носители.

Аналогами Ангары-А5 по стартовой массе и по выводимой полезной нагрузке являются модульная , французская и китайская . занимает промежуточное положение между Ангара 1.2 и Ангара-А3.

Запуски «Ангары» дешевле, чем у , но, по состоянию на 23 декабря 2014 года, в два раза дороже запуска «Протона-М».

Модификации ракеты Ангара

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТ АНГАРА
Тип семейство ракет-носителей широкого спектра
Топливо Керосин + жидкий кислород
Модификация Ангара 1.1 Ангара А3 Ангара А5
I ступень 1 УРМ, РД-191 2 УРМ, РД-191 4 УРМ, РД-191
II ступень 1 УРМ, РД-191 1 УРМ, РД-191 1 УРМ, РД-191
Разгонный блок Бриз-КМ Бриз-М Бриз-М
Стартовая масса 149 т. 480 т. 759 т.
Тяга (на уровне земли) 196 тс. 588 тс. 980 тс.
2 т. 15,1 т. 25,8 т.
Длина ракеты 34,9 м. 45,8 м. 55,4 м.

КОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АНГАРА»

Создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос. Государственными заказчиками комплекса «Ангара» являются Госкорпорация «РОСКОСМОС» и Минобороны России, головным предприятием-разработчиком - ФГУП «ГКНПЦ имени Хруничева». Новый КРК создается кооперацией российских промышленных предприятий и строительных организаций с применением исключительно отечественной элементной базы.

Семейство ракет-носителей «Ангара»

Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей (РН) различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту.

Основой для создания вариантов ракет-носителей «Ангара» служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули - УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.

Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191, УРМ-2 - двигателем РД-0124А.

В ракетах-носителях семейства «Ангара» не используются агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.

Стартовые комплексы

Уникальные технические решения и широкое использование унификации позволяют осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара» с одной пусковой установки. Созданная на космодроме ПЛЕСЕЦК (Архангельская обл.) наземная инфраструктура КРК «Ангара» включает в себя технический комплекс и универсальный стартовый комплекс (УСК).

УСК на космодроме Плесецк создан на базе стартового комплекса РН «Зенит» и способен обеспечить подготовку и пуски ракет-носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов. Стартовый комплекс включает в свой состав стартовые сооружения, технологическое оборудование, комплекс автоматизированных систем управления, комплекс для заправки разгонного блока «Бриз-М», комплекты наземного оборудования и проверочной аппаратуры. Кроме сооружений, инженерных сетей и коммуникаций протяженностью более 22 км, автомобильных и железных дорог, в состав УСК входят площадки инженерного обеспечения.

Второй стартовый комплекс планируется создать на новом российском космодроме ВОСТОЧНЫЙ.

Тактико-технические характеристики РН семейства «Ангара»

Параметры

Ангара-1.2

Ангара-А5

Ангара-А5В*

Стартовая масса, т

Количество ступеней

Компоненты топлива:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-водород

Маршевые двигатели:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

Используемые разгонные блоки

Отделяемый агрегатный модуль

Бриз-М/ДМ/КВТК

Космодром

ПЛЕСЕЦК (ВОСТОЧНЫЙ***)

ВОСТОЧНЫЙ***

Масса полезной нагрузки, т.**

На НОО (200 км);

5,4/5,4/7,5 (-/7,0/8,0)

2,8/2,6/4,5 (-/3,9/5,0)

* - в стадии проектной проработки

** - НОО - низкая опорная орбита; ГПО - геопереходная орбита; ГСО - геостационарная орбита; ССО - солнечно-синхронная орбита

*** - стартовый комплекс для РН «Ангара» в проекте второй очереди строительства космодрома ВОСТОЧНЫЙ.

Лётные испытания КРК «Ангара»

Прототип первой ступени (УРМ-1) ракеты-носителя «Ангара-1.2» трижды (в 2009, 2010, 2013 годах) прошел летные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя КСЛВ-1, контракт на создание которой был подписан ГКНПЦ им. М.В.Хруничева в 2004 году.

Летные испытания КРК «Ангара» на космодроме Плесецк начались в 2014 году:

  • 9 июля 2014 года - Первый пуск ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1.2.ПП». РН состояла из двух ступеней на основе УРМ-1 и УРМ-2, неотделяемого макета полезной нагрузки массой 1,43 тонны и головного обтекателя. Ее стартовая масса - ~171 тонна.
  • 23 декабря 2014 года - Первый пуск РКН тяжелого класса «Ангара-А5.1Л». Она состояла из трех ступеней, созданных на основе УРМ-1 и УРМ-2. Космическая головная часть включала в себя неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (его масса - 2,04 тонны), установленный на разгонный блок «Бриз-М» под головным обтекателем. В ходе испытаний разгонный блок успешно вывел макет космического аппарата на целевую орбиту.

Первый пуск Ангары-1.2ПП запланирован на 27 июня 2014 года, первый пуск Ангары-А5 - на конец этого года.

Замечания

  • Роскосмос оплатил создание двух ракет в линейке: легкой Ангара-1.2 и тяжелой Ангара-А5.
  • Сверхтяжелые версии носителя Ангара-А7 и Ангара-А7В (с водородной третьей ступенью) потребовали бы создания отдельного стартового стола. Учитывая, что руководство Роскосмоса выступило против сверхтяжелой ракеты на базе Ангары, ее появление в будущем крайне маловероятно.
  • Есть мнение, что Роскосмос не планирует использовать Ангары-1.2. Новая ракета Союз-2.1в, которая аналогична ей по грузоподъемности, по всей видимости, кажется чиновникам более предпочтительной. Таким образом, единственное практическое назначение Ангары - замена "Протона-М". Появление "Ангары" позволит российским военным производить запуски космических аппаратов на геостационарную орбиту с российской территории.
  • Ракета среднего класса Ангара-А3 не разрабатывалась, однако для нового пилотируемого корабля потребуется носитель грузоподъемностью около 15 тонн. Им может стать как новая разработка ЦСКБ "Прогресс", так и Ангара-А3.
  • Стартовый стол для ракеты построен на космодроме Плесецк, еще один стол на Восточном планируется построить в 2018 году.

Ракета в новостях

  • 05.2012 - Глава Роскосмоса В. Поповкин подтвердил, что стартовый комплекс для Ангары будет строиться на космодроме Восточный (журнал "Новости космонавтики" 2012/№5 стр. 41)
  • 29.06.2012 - Макет ракеты-носителя "Ангара" доставлен на космодром Плесецк для аттестации наземного технического и стартового комплекса и подтверждения готовности его к пускам (РИА Новости)
  • 26.07.2012 - Испытания комплекса для подготовки ракет "Ангара" начались в Плесецке (РИА Новости)
  • 16.08.2012 - Ангара-1.2 и Ангара-5 впервые полетят в 2013 году, причем к концу 2012 года летный образец тяжелой версии будет готов на 60%, а летный образец легкой версии будет уже отправлен в Плесецк (пресс-служба ГКНПЦ имени М.В.Хруничева)
  • 12.09.2012 - Химкинское НПО «Энергомаш» направило в ГКНПЦ имени Хруничева первые двигатели РД-191 для ракет нового поколения «Ангара», летные испытания которых должны начаться в 2013 году, сообщил представитель НПО Владимир Судаков на международной авиакосмической выставке ILA-2012 в Берлине.
  • 11.12.2012 - Испытания "Ангары" идут с проблемами, но ракету запустят в срок. Во второй половине 2013 года планируется запуск ракеты легкого класса, также войска ВКО готовятся к запуску ракеты тяжелого класса (РИА Новости)
  • 18.01.2013 - Пуск "Ангары" с Плесецка запланирован на октябрь-ноябрь 2013 г (РИА Новости)
  • 1.03.2013 - В ГКНПЦ им. Хруничева прошла примерка головного обтекателя ракеты-носителя Ангара 1.2ПП; первая ступень ракеты готова к испытаниям на КИСе и находится в режиме хранения. Продолжается процесс сборки РН Ангара-А5. (Пресс-релиз на khrunichev.ru)
  • 28.03.2013 - Роскосмос подтвердил, что рассчитывает осуществить запуск тяжелой ракеты "Ангара" в текущем году (РИА Новости)
  • 29.03.2013 - Принято решение о строительстве стартового комплекса для ракет-носителей "Ангара" на космодроме Восточный, сообщил Поповкин (РИА Новости)
  • 24.04.2013 - Первая ракета "Ангара" стартует с Плесецка в 2014 году (РИА Новости)
  • 6.05.2013 - Пуск легкой ракеты "Ангара" запланирован на середину 2014 года, а тяжелой - в конце 2014 года (РИА Новости)
  • 22.05.2013 - Ступени летного издения Ангара-1.2ПП начнут грузить 23 мая для отправки на Плесецк. ()
  • 22.05.2013 - Селиверстов: первый пуск "Ангары-1.2ПП" - май 2014 года (орбитальный с имитатором полезной нагрузки), первый пуск "Ангары-А5" - конец ноября 2014 года
  • 28.05.2013 - Первая летная ракета-носитель «Ангара» отправлена на космодром Плесецк (пресс-служба ГКНПЦ им. Хруничева)
  • 12.09.2013 - Космодром "Плесецк" почти полностью завершил подготовку к пуску легкой ракеты "Ангара" (РИА Новости)
  • 26.11.2013 - На космодроме Плесецк полнофункциональный макет ракеты-носителя "Ангара" впервые установили на стартовый стол (первая примерка) (ИТАР-ТАСС)
  • 10.12.2013 - На итоговой коллегии Минобороны С.Шойгу отметил отставание строительства космического ракетного комплекса "Ангара" на 3-6 месяцев (RIP Новости)
  • 19.12.2013 - Остапенко: Лично мое убеждение, что данная ракета для Восточного - это тупиковая ракета, она не даст нам возможности развиваться. (Известия)
  • 7.01.2014 - Комплексные испытания стартового комплекса "Ангары" пройдут весной. После этого можно будет говорить о сроках проведения летных испытаниях ракеты-носителя "Ангара" (Интерфакс)
  • 5.02.2014 - Собранная на омском "Полете" Ангара полетит уже в мае (откровенная ерунда, источник: Омск-Информ)
  • 17.02.2014 - Первый пуск "Ангары" запланирован на II квартал этого года (РИА Новости)
  • 24.02.2014 - Старт для легкой "Ангары" в Плесецке должен быть готов к концу июня, для тяжелой - к концу года (РИА Новости)
  • 24.02.2014 - Первая пусковая установка для "Ангары" на Восточном должна быть построена к 2018 году (Пресс-служба Роскосмоса)
  • 20.03.2013 - Первый запуск новой космической ракеты "Ангара" намечен на июль (РИА Новости)
  • 18.04.2014 - Первый испытательный пуск легкой "Ангары" планируется на 25 июня (РИА Новости)
  • 21.04.2014 - Первый испытательный пуск ракеты-носителя “Ангара” будет осуществлён по суборбитальной траектории без выведения полезной нагрузки на орбиту (“Красная Звезда")
  • 19.05.2014 - Россия не откажется от использования ракет-носителей "Протон-М" до 2025 года (ИТАР-ТАСС)
  • 28.05.2014 - Межведомственная комиссия утвердила дату первого пуска легкой ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Плесецк - 25 июня (