Л 410 увп е20 чертежи. Как это сделано, как это работает, как это устроено


Российская Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) решила стать единственным собственником производства небольшого самолета местных воздушных линий (МВЛ) Let L-410, известного также как «Турболет». Для этого УГМК собирается довести собственную долю в пакете акций чешского предприятия Aircraft Industries с 51% до 100%, сообщает агентство ИТАР-ТАСС. Самолет L-410 рассматривается российской стороной в роли основной модели для проведения модернизации региональных авиационных парков и восстановления сети местных авиалиний. Ожидается, что лизинг новых самолетов будет производиться при поддержке бюджета. Конкретные механизмы данной поддержки главы российских регионов собираются определить на встрече в сентябре 2013 года.

В настоящее время основным продуктом чешского авиапредприятия является самолет L-410УВП. Данная модель представляет собой ближнемагистральный самолет с укороченной взлетно-посадочной дистанцией на 19 пассажиров. Первая модификация самолета Let L-410 поднялась в небо еще в 1969 году. В послевоенные годы чешский «Турболет» стал первым иностранным самолетом, который вышел на советские авиалинии. На базе данной машины было создано большое количество различных модификаций транспортного, военного и специального назначения. В частности, данный самолет находит широкое применение в российских военных и гражданских летных училищах, где он служит для подготовки будущих пилотов военно-транспортной и дальней авиации.


После перехода 51% акций чешского предприятия в руки УГМК чешский авиапроизводитель получил дополнительные заказы на свою основную продукцию – L-410 UVP-E20. В 2009 году после достаточно длительного перерыва поставки самолетов российским заказчикам возобновились – сначала гражданским компаниям, а позднее – и Минобороны РФ. По состоянию на 2012 год на вооружении ВВС России находилось 7 самолетов L-410 UVP-E20, при этом заключенные контракты и опцион предполагают доведение парка данных самолетов до 15 машин.

В наши дни в регионы России Aircraft Industries поставляет модернизированную версию самолета, которая оснащается турбовинтовыми двигателями H-80, производством которых занимается подразделение General Electric в Чехии. По информации УГМК, установка данных двигателей значительно улучшила эксплуатационные характеристики самолета, увеличив, в частности, дальность полета с 1420 до 1520 километров. В настоящее время самолет L-410 значится в парках российских компаний «КрасАэро» и «Оренбуржье». Приобрести несколько самолетов готовы бурятская авиакомпания ПАНХ и правительство Хабаровского края. Раннее Минтранс и Минпромторг России заявляли о том, что для развития рынка внутренних авиаперевозок необходимы 9- и 19-местные самолеты, однако подобные модификации в России не производятся.

Let L-410 «Turbolet» – чехословацкий, впоследствии чешский двухмоторный универсальный самолет, предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях (МВЛ). Представляет собой двухмоторный турбовинтовой высокоплан, имеющий однокилевое хвостовое оперение. Известен также под названиями: Лет, Лет Л-410, Л-410, Турболет, Элка, Чебурашка. По данным на 2012 год в мире эксплуатировалось более 400 самолетов данного типа.

Наиболее распространенной версией самолета стала модификация Л-410УВП, в этой версии у самолета была сокращена дистанция взлета и посадки. Сокращение УВП и означает ««укороченная взлет-посадка». Самолет данной модификации впервые поднялся в небо еще в 1976 году. Первоначально машина оснащалась обычным комплексом авиационного оборудования советско-чехословацкого производства. От своих предшественников модель отличалась увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, удлиненным фюзеляжем, использованием интерцепторов и более производительными двигателями.


Стоит отметить, что проектирование и выпуск небольших самолетов и аэротакси в странах блока Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было прерогативой авиационной промышленности Чехословакии. Самолеты чешского производства летали не только в странах соцлагеря, но и в Швейцарии, Италии, Великобритании, США, Австралии и других странах мира. Особым спросом пользовались четырехместные аэротакси Aero-45, Super Aero-45S и Aero-145, а также L-200 Morava. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда встал вопрос выборе небольшого ближнемагистрального самолета для серийного производства, выбор пал на чешский L-410, который наиболее полным образом соответствовал большинству объявленных в техзадании ГосНИИ ГА параметров.

Малый пассажирский самолет L-410 «Turbolet» был спроектирован конструкторами компании «Лет» в 1966-1967 годах, работы по проекту возглавлял Ладислав Смрчек. Предполагалось, что данный самолет можно будет использовать в достаточно широком диапазоне температур от +50 до -40 градусов по Цельсию. Чешские специалисты руководствовались советским техзаданием и заранее принимали во внимание трудности климатических условий эксплуатации самолета в СССР, который должен был стать основным заказчиком самолета.

Всего до конца 1978 года в СССР для Министерства гражданской авиации было приобретено 100 самолетов Л-410М/МУ. В Советском Союзе «Турболеты» приходили на смену знаменитым «кукурузникам» Антонова, которые перевозили неприхотливых советских пассажиров на воздушных ямах местных воздушных линий. При этом стоит отметить, что летчики, которых «пересаживали» с Ан-2 на Л-410, воспринимали новичка двояко. С одной стороны, чешский самолет обладал массой преимуществ. Во-первых, он имел 2 двигателя, он в 2 раза выигрывал в безопасности. На самолете имелся комплект современного навигационного и радиотехнического оборудования, для пассажиров был обеспечен высокий уровень комфорта... Но, с другой стороны, для пилотов гражданского воздушного флота Ан-2 всегда оставался бесплатным «бензиновым кормильцем» их личных «Жигулей» и «Волг», в то время как чешский самолет летал на керосине. Да и в эксплуатации Ан-2 был более неприхотливой машиной. Точнее сказать, летно-технический персонал относился к вопросам эксплуатации советского Ан-2 значительно проще. В целом же, считалось очень престижным пересесть с Ан-2 на чешский Л-410.


Всего, начиная с 1969 года, в Чехословакии и Чехии было произведено 1104 L-410 различных моделей, из них 862 самолета попали в СССР. Интересно, что 1000-й «Турболет» был выпущен еще в 1990 году и передан «Аэрофлоту», после чего объемы их производства существенно сократились. С развалом СЭВ, а в последствие и Советского Союза, спрос на данные самолеты резко сократился. Несмотря на это, «Турболсты» и сейчас эксплуатируются в более чем 45 государствах по всему миру.

В настоящее время в Чехии производится версия самолета L-410 UVP-E20, которая может оснащаться аналоговой или цифровой авионикой (на выбор заказчика), системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS и автопилотом. Самолет L-410 UVP-E20 получил сертификат АР МАК.

Летно-технические характеристики L-410 UPV-E20:

Размеры: размах крыла – 19,48 м., длина – 14,49 м., высота – 5,83 м.
Площадь крыла – 34,86 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 6 600 кг., масса пустого – 4 050 кг.
Тип двигателя – 2 ТВД GE H80-200, мощность – 2х800 л.с.

Максимальная скорость – 395 км/ч.
Практическая дальность полета – 1500 км.
Практический потолок – 8 000 м.
Экипаж – 2 человека.
Коммерческая нагрузка – 19 пассажиров или 1800 кг. груза.

Источники информации:
-http://www.newsru.com/finance/25jul2013/rul410plane.html
-http://www.airwar.ru/enc/craft/l410.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/Let_L-410_Turbolet

Принадлежащий Уральской горно-металлургической компании авиационный завод Aircraft Industries, находящийся в городе Куновице Чешской Республики, в течение ближайших 5 лет поставит в Китай 20 самолётов L-410 UVP-E20.

Сумма контракта составила 126 000 000 долларов. Компания-покупатель CASC является официальным импортёром зарубежной авиатехники на рынок Китая. В конце лета 2015 года на площадке Московского авиакосмического салона было заключено соглашение о сотрудничестве между Aircraft Industries и China General Aviation Supplies Company (дочерняя организация CASC) по организации продвижения L-410 на рынке Китая, в том числе получения летного сертификата.

Получателем самолётов является Синьцзянская авиакомпания общего назначения, входящая в состав Синьцзянского производственно-строительного корпуса. Самолёт L-410 UVP-E20 по характеристикам и возможности эксплуатации в сложных климатических условиях, полностью отвечает потребностям Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

Российский авиационный завод создал карбоновые крылья для МС-21 лучше чем у Боинга 787 >>

Успешный опыт эксплуатации L-410 в Сибири и на Дальнем Востоке России является достаточным подтверждением этого факта. Поставка первых 5 самолётов запланирована уже на этот год.

Let L 410 «Turbolet» - универсальный двухмоторный самолет для региональных воздушных линий . Самолет с сокращенными взлетно-посадочными свойствами (УВП - "Укороченный взлет и посадка") разработан конструкторским бюро Let завода. Предназначался для эксплуатации на травяных, грунтовых, снежных неподготовленных площадках, а также в аэропортах с короткими полосами. Производится до настоящего времени на чешском заводе Let. Другие наименования: Турболет, Лет, Л410, Лет Л410, разговорные - Элка, Чебурашка.

История производства и создания

Проектирование самолёта началось в 1966 году. Впервые опытный самолёт, снабженный двигателем Pratt&Whitney РТ6А27 (2х715л.с.), прошел лётные испытания в 1969 г. Эксплуатацию открыла первой в конце 1971 года чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» (Братислава), которая обслуживала местные авиалинии - к началу 1974 года она приобрела 12 самолётов. Всего построили 31 самолёт. 5 самолётов (номер 72010306 и номер 720201) Л410А с моторами РТ6А27, построенных под названием Л410АС к 1972 году, были в 1973 году переданы в СССР. Самолёты получили регистрационные советские номера СССР67251 - СССР67255. Советские авиаторы сразу же назвали симпатичный самолет «Чебурашкой».

В 1973 году стартовали лётные испытания самолёта L410M, снабженного чешскими двигателями Вальтер М601А. L410M стал второй серийной вариацией «Турболета». Всего до конца 1978 для Министерства гражданской авиации СССР поступило сто самолётов Л410М/МУ.

В 1979 году началось производство улучшенной модификации Л410УВП, которая стала главной серийной моделью. Этот самолёт отличался более длинным фюзеляжем, большими размерами вертикального оперения и крыла, использованием интерцепторов и ТВД Вальтер М601В (2х730л.с.). Данный самолёт прошёл в СССР программу сертификации и был взят в эксплуатацию «Аэрофлотом». Дальнейшим развитием был вариант L410UVPE с более мощными ТВДМ601Е.

Новый российский двигатель ПД 14 >>

Первый полёт такого самолёта состоялся в декабре 1984 г. Он имеет улучшенные взлётно-посадочные характеристики и уменьшенный уровень шума в кабине. В 1986 был сертифицирован в СССР. Разработана модификация Л420 с мощными ТВДМ601 °F (2х778л.с.), большей взлетной массой (6,8т) и улучшенными лётными свойствами (лётные испытания самолёта стартовали в 1993 году). Аэродинамическая схема являет собой турбовинтовой 2-ух моторный высокоплан с хвостовым однокилевым оперением.

Используется в военных и гражданских летных училищах для обучения будущих пилотов военно-транспортной и дальней авиации.

После развала Советского Союза и СЭВ в 90-х годах, упал спрос на самолёты Л410, и темпы их производства снизились более чем в десять раз (с 50 самолетов в год до 5). Ситуация улучшилась значительно с 2008 года, когда 51 процент акций Let Kunovice (Aircraft Industries) выкупили уральские бизнесмены. Темп выпуска в 2010-2012 годах составил 8-10 самолетов в год. Планируют довести ежегодный темп выпуска до 18 самолетов.

В 2013 году производилась модификация L410 UVPE20, оборудованная аналоговой или цифровой авионикой (на выбор), системой TCAS, автопилотом. L410 UVPE20 имеет сертификат типа АРМАК.

ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в сентябре 2013 года приобрело 49 процентов акций компании LetKunovice (Aircraft Industries). УГМК таким образом стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя пакет акций до 100 %.

Технические характеристики L410 UVP-E20:

Длина.....14,487 м

Высота.....5,83 м

Размах крыльев.....19,478 м

Площадь крыла.....34,86 м²

Дальность полета.....1 500 км

Максимальная скорость.....395 км/ч

Потолок.....8 000 м

Число пассажирских мест.....19 мест

Экипаж.....2 человека

Тип мотора.....2×ТВД GEH80200

Взлетная мощность.....2×800 л.с.

Тип воздушного винта.....2×AVIA AV725

Количество лопастей на винте.....5 шт

Диаметр воздушных винтов.....2,3 м

Масса пустого самолёта.....4 050 кг

Масса взлетная максимальная.....6 600 кг

Первый самолет L-410 был создан в 60-х годах прошлого столетия чехословацкими производителями по заказу СССР. Именно Советский Союз был основным заказчиком такого вида воздушного транспорта, однако, эта модель заинтересовала компании и из других стран:

  • Польши и Литвы;
  • Болгарии и Венгрии;
  • Бразилии.

Ведь преимущества самолета можно было оценить даже невооруженным взглядом:

  1. Легкость и маневренность.
  2. Умение приземляться на обычной земле.
  3. Достаточная грузоподъемность и комфортабельность.

Именно такими характеристиками обладал новый лайнер. Фото салона самолета Л-410 можно посмотреть на нашем интернет-ресурсе.

Самолет L-410

Первая модель самолета Л-410, как было ранее отмечено, была создана в конце 60-х годов. Основная цель нового воздушного транспорта – осуществлять короткие авиаперелеты. Вместительность салона должна была быть такой, чтобы в нем могли разместиться до 20-ти человек, а обслуживать самолет должен был авиалинии протяженностью до 650 км.

Чехословацкий производитель успешно справился с поставленной перед ним задачей, новая модель транспортного воздушного средства оказалась не только надежной и неприхотливой, но и многоцелевой, что, собственно говоря, и требовал заказчик.

Получив в свое распоряжение новый вид воздушного транспорта, лайнер стали использовать для:

  • пассажирских и грузовых перевозок;
  • для транспортировки корреспонденции;
  • для перевозки больных;
  • для проведения различных научных исследований.

Новая модель воздушного транспорта ценилась не только за маневренность, но и за умение взлетать и садиться в местах, где не имелось взлетно-посадочной полосы, что было крайне важно при транспортировке больных или при проведении научных исследований.

Первая модель, получившая название Л-410, поднялась в небо в конце 60-х годов, однако, как заметили производители, двигатель воздушного транспорта был недостаточной мощности. Поэтому было решено внести несколько изменений в производственный процесс, в частности они коснулись двигателя. Так, к середине 70-х были запущены в серию модернизированные Л-410 с более мощным двигателем, 5 из которых и были переданы в Советский Союз.

Основной заказчик был удовлетворен своим заказом и продолжил сотрудничество с производителем, а первый воздушный транспорт купила самая известная в те времена компания «Аэрофлот». Можно посмотреть фото самолета Let L-410 на сайте. К началу 80-х Советский Союз приобрел более 100 моделей самолетов Л-410, и не собирался прекращать сотрудничество.

Салон самолета L-410

Разновидность моделей самолетов Л-410

Чехословацкий производитель не останавливался на своих достижениях, постоянно создавая все более усовершенствованные модели лайнеров. Было налажено производство следующих моделей:

  • L 410 UVP;
  • L 410 A;
  • L 410 AS;
  • L 410 M.

Модель L 410 UVP была также разработана по просьбе советского заказчика, самолет отличался от своих аналогов увеличенной длиной крыла и фюзеляжем, а также оперением, изготовленным в вертикальном исполнении. Такая модернизация позволила взлетать и садиться лайнеру на еще меньшей дистанции, что и являлось основным требованием заказчика.

Спрос на воздушный транспорт от чехословацкого производителя, конечно, спал после распада СССР, но спасти ситуацию помогла «Уральская горно-металлургическая компания», которая 8 лет назад выкупила более 50% акций у первого производителя. В настоящее время партнеры планируют увеличить выпуск самолетов, улучшают производственный процесс, закупают новое современное оборудование.

Характеристики воздушного транспорта

Технические характеристики самолета Л-410:

  • до 14,42 м – длина воздушного транспорта;
  • до 20 м – размах крыльев самолета;
  • 35 м 2 – занимает площадь крыла;
  • 5,83 м – высота самолета;
  • 4 тонны – вес пустого транспорта;
  • до 6,6 тонн – максимальная масса, допустимая при взлете;
  • 750 л.с. на 2 – мощность двигателей;
  • 335 км/ч – максимальная скорость;
  • до 1500 км – составляет дальность полета воздушного транспорта.

Емкость топливных баков рассчитана на 1680 литров, максимальный запас топлива составляет 1300 кг. Если самолет будет максимально загружен, он сможет преодолеть расстояние в 1000 км, а для максимального разбега ему потребуется всего лишь 850 метров.

Для экипажа предусмотрено два места, пассажирских кресел в салоне имеется 19 штук, ширина составляет 1.9 метра. Фото самолета Л-410 поможет более подробно ознакомиться с салоном воздушного транспортного средства.

Самолет L-410 в небе

Что еще нужно знать?

Подведя итог, можно сказать, что лайнер Л-410 надежный, неприхотливый и маневренный вид воздушного транспортного средства, у которого сокращена дистанция как для взлета, так и для посадки. Удобно эксплуатировать транспорт в таких условиях, где затрудняется взлет и посадка транспорта. Благодаря достаточному запасу прочности, который был вложен производителями, самолет с легкостью может садиться и взлетать с неподготовленных и даже с грунтовых площадок. В просторном салоне, оснащенном большими иллюминаторами, хорошая звукоизоляция, кресла для пассажиров расположены в положении 1+2.

Данная модель способна преодолеть около 1300 км, перевозя при этом 19 пассажиров , а качественные шасси, изготовленные по особому методу, позволяют садиться самолету даже на влажном травянистом грунте. Лайнер хорошо себя показал при эксплуатации в суровых климатических условиях, отличные тяговые характеристики двигателя позволяют использовать самолет как при высоких температурных показателях, так и при очень низком атмосферном давлении.

Отменные параметры безопасности позволяют безопасно перевозить пассажиров, доставлять груз в целостности и без повреждений. На протяжении всей истории своего существования лайнер постоянно модернизировался производителем, в настоящее время выпуск самолетов продолжается.

Совместными усилиями производители планируют в ближайшие годы создать более усовершенствованные модели, двигатели которых имеют повышенную мощность, площадь багажного отделения увеличится, кабина пилотов будет оснащена самым последним оборудованием, включая и авионику.

Вконтакте

Let L-410 Turbolet - пассажирский и транспортный самолет чешского (чехословацкого) производства, предназначенный для региональных перевозок. Он может доставлять до 19 пассажиров или 1,7 тонны груза. Среди преимуществ модели - надежная конструкция, безопасность, термостойкость (-50... +50 °C), возможность посадки на короткую грунтовую ВПП. Первый прототип взлетел 16 апреля 1969 года, с начала производства в 1971 году было выпущено более 1200 единиц. Основными покупателями этих машин являются Россия и страны СНГ. Также они эксплуатируются в Азии, Африке, Европе и Южной Америке.

Историческая справка

Разработка самолета L-410 началась в середине 1960-х годов чехословацким авиастроительным заводом Let Kunovice по чертежам таганрогского ОКБ Бериева. Советская авиакомпания «Аэрофлот» искала замену устаревшим турбовинтовым моделям «Антонов» Ан-2. Новые воздушные суда должны были осуществлять связь с региональными населенными пунктами, расположенными в различных климатических зонах - от тундры до субтропиков. Важнейшими условиями были компактность (вместимость до 20 пассажиров), высокая экономичность, короткая полоса разгона, возможность приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Турбовинтовая схема подходила для этих целей как нельзя лучше.

Производство доверили фирме Let как члену Совета экономической взаимопомощи социалистического блока. Прототип XL-410 осуществил тестовый полет 16 апреля 1969 года под управлением заводских летчиков Владимира Влка и Франтишека Свинки. Первые экземпляры комплектовались двигателями Pratt Whitney Canada PT6-A27 и трехлопастными пропеллерами Hamilton Standard.

Когда была завершена разработка двигателей чехословацкого производства Walter M601, силовые установки PT6 были заменены на M601A (позже M601B), а на самолете появился трехлопастный пропеллер Avia V508. Образец с новым оборудованием был подготовлен в 1973 году, а в 1974-м совершил первый полет. Модель получила маркировку L-410M. В 1975 году начались поставки в СССР.

Описание

Turbolet относится к классу негерметичных цельнометаллических самолетов, по этой причине высота полета ограничена 4200 км над уровнем моря. Воздушное судно способно подниматься выше 6000 км, но в этом случае требуется использование кислородных масок.

Два 3/5 лопастных турбовинтовых двигателя обладают высокой экономичностью и достаточной тягой для осуществления взлета с короткой дистанции. Однако пришлось пожертвовать скоростью - 300-335 км/час в старых версиях и 417 км/час в новой модификации NG. Впрочем, для региональных перелетов это не критично.

Пассажирский салон компактный, 5-7-рядный. Справа от прохода размещаются по 2 кресла, слева - по одному. Сиденья достаточно удобные. В задней части размещены туалет с умывальником и мини-гардероб. Существуют VIP-исполнения с диваном (спальным местом), мягкими креслами, журнальным столиком, телевизором, кухней-баром и холодильником.

Безопасность полетов обеспечивается двойным гидравлическим контуром (основным и аварийным) и автоматической системой снижения (наличие зависит от модификации) в случае поломки одного из моторов. Основная электрическая система работает с напряжением 28 В постоянного тока. Защита от обледенения обеспечивается передними пневматическими антиобледенителями, а также электрическим нагревом гребных винтов, ветровых стекол кабины и приемников воздушного давления.

Технические характеристики

Параметры самолетов L-410 различных модификаций представлены в таблице.

С 2014 года разрабатывается специальная версия Let-410 E20 с лыжами на шасси. В апреле 2017 года состоялось успешное испытание этой модификации на российской полярной станции в 100 километрах от Северного полюса, развернутой на дрейфующих льдах.

Это модификация с укороченной длиной взлета и посадки, длина разбега составляет всего 456 м. От классической версии отличается:

  • расширенным фюзеляжем;
  • улучшенной тормозной системой;
  • увеличенной площадью крыла;
  • уменьшенной до 15 мест вместимостью;
  • фиксированным стабилизатором (вертикальным оперением).

Крылья оснащены интерцепторами и автоматической системой управления в аварийных ситуациях (ABC). Они помогают контролировать интенсивность снижения (подъемную силу) и срабатывают в случае отказа одного из двигателей.

Первые самолеты оснащались двигатели M601B. Позже для них была разработана собственная модификация силовых установок M601D. В производство модель поступила в 1976 году.

Let UVP-E

Серия E является самой распространенной среди модификаций UVP. Она обладает:

  • увеличенной максимальной взлетной массой;
  • более сильными двигателями Walter M601E;
  • пятилопастными пропеллерами V510.

Самой производительной является версия L-410 UVP E20. Она позволяет транспортировать 1,8 т груза или 19 пассажиров. Может оснащаться парой двигателей Walter M601E (2×750 л.с.) либо GE H80-200 (2×800 л.с.). В конце крыла могут быть установлены внешние резервуары для топлива. Первый полет состоялся в 1984 году, серийное производство стартовало годом позже.

Let L-410 серии NG

В марте 2018 года стартовал серийный выпуск усовершенствованной версии UVP E-20. Она получила индекс L-410NG. Двухмоторный турбовинтовой транспортный/пассажирский самолет производства чешской компании Aircraft Industrie получил удлиненный фюзеляж, что позволило увеличить объем багажного отделения.

Модель оснащена:

  • более мощной и более тихой силовой установкой GE H85-200 с пропеллерами Avia-725;
  • современной кабиной от Garmin;
  • крыльями новой конструкции со встроенными топливными баками.

Новый двигатель соответствует строгим европейским нормативам по уровню шума и экологическим параметрам. Грузоподъемность увеличена на 400 кг, скорость доведена до 417 км/ч, а дальность полета составила рекордные для данной модели 2570 км. Рабочая высота осталась прежней - 4200 м, максимальный потолок - 6096 м. Самолет может беспрерывно работать до 10 часов.

Модификации

Чешским авиапроизводителем Aircraft Industrie за все время созданы следующие модификации Turbolet:

  • L-410A. Базовая версия с двигателями PT6A-27 и пропеллерами Hartzell HC-B3TN-3D.
  • L-410AS. Имеет обновленный салон.
  • L-410AB. Оснащена четырехтактным винтом Hartzell HC-B4TN-3.
  • L-410AG.
  • L-410AF. Фотограмметрический вариант. Поставлен в Венгрию в 1974 году.
  • L-410FG. Фотограмметрический вариант.
  • Прототип L-410M 1974 года. Оснащен двигателями Walter M601A и пропеллерами Avia V-508.
  • L-410MA. Оснащен моторами Walter M601B и пропеллерами Avia V-508B.
  • L-410MU. Оборудован устройством для автоматической регулировки снижения при отказе одного из двигателей.
  • Прототип UVP. Впервые испытан 1 ноября 1976 года.
  • L-410 UVP-E. Первый полет осуществлен 15 августа 1989 года экипажем Франтишека Срнека и Милослава Тошовского.
  • UVP-Е9.
  • UVP-E20, в США сертифицирован как L-420.
  • L-410T. Транспортная/санитарная модификация.
  • L-410LW с уменьшенной массой.
  • L-420XXL. Транспортная версия с грузовым отсеком для 3 контейнеров MD3 (FEDEX) или 2000 кг груза.
  • L-410NG. Мдернизированная версия UVP-E20.

Производство

Модель L-410 Turbolet оказалась на редкость удачной. Настолько, что она в различных вариациях выпускается до сих пор. Компактные размеры, короткий разгон, лояльные требования к взлетно-посадочным полосам, возможность транспортировать как пассажиров, так и грузы, высокая экономичность, низкие эксплуатационные расходы позволили технике надолго закрепиться на рынке Восточной Европы и особенно России.

Производством L-410 занимается компания Aircraft Industries (ранее Let Kunovice) из чешского города Куновице. Сегодня предприятие принадлежит российской ГК «Уральская горно-металлургическая компания». По имеющимся данным, с 1971-го по 2016 год продано порядка 1200 единиц. В мире в эксплуатации на сегодняшний день находятся около 350 воздушных судов данной марки, как в гражданском, так и военном исполнении. В Европе используются примерно 50 бортов.

Несколько лет назад запущен проект по локализации производства «Турболета» в России. 7 июля 2015 года силами специалистов Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге собран первый самолет из чешских машинокомплектов. В будущем планируется увеличивать долю запчастей, узлов и механизмов, изготовленных отечественными производителями.

Эксплуатанты

Turbolet эксплуатируется ВВС и гражданскими авиакомпаниями более чем двумя десятками стран Европы, Центральной и Южной Америки, Южной Азии, Северной и Центральной Африки. Среди коммерческих авиаперевозчиков наибольшим парком самолетов Let L-410 обладают следующие компании (по данным за 2006-2016 годы):

  • «Универсал-Авиа» - 13 единиц (Украина);
  • Atlantic Airlines de Honduras - 10 (Гондурас);
  • SEARCA - 9 (Колумбия);
  • «Оренбужье» - 7 (Россия);
  • Heli Air - 7 (Греция);
  • «КрасАвиа» - 6 (Россия);
  • NHT Linhas Aéreas - 6 (Бразилия);
  • South East Asian Airlines - 6 (Филиппины);
  • Петропавловск-Камчатское авиапредприятие - 5 (Россия);
  • Kin-Avia - 5 (ДР Конго).

По данным за 2012-2016 годы, военные модификации находятся на вооружении армий России (27 экземпляров), Ливии (15), Словакии (8), Чехии (6), Туниса (3), Болгарии (2), Гондураса (2), Коморских островов (2), Эстонии (2), Бангладеша (1), Джибути (1), Латвии (1), Литвы (1), Словении (1).

Самолет L 410 – произведен в Чехословакии, является пассажирским самолетом малого класса. Разрабатывался в далеком 1966 году, а в 1969 в небо поднялся первый испытательный образец. Путем многих доработок и модернизаций, самолет получил отличные технические характеристики для своего времени. Let 410 стал быстро набирать популярность и появился практически на всех континентах.

К преимуществам L 410 тогда относились: легкость и маневренность, способность посадки на землю, комфорт и повышенная грузоподъемность.

Общая информация

Модель была очень востребована в Советском Союзе, однако при его распаде, да и распаде соцлагеря в целом, L 410 оказался под угрозой закрытия производства. Спасла ситуацию Уральская горно-металлургическая компания, которая купила половину акций завода производителя и вкладывает средства в модернизацию самолета.


Наиболее распространенная версия самолета – Л410УВП, что означает «укороченная взлетная полоса». В мире около 400 экземпляров данной модели в разных странах мира. Министерство транспорта РФ планирует широкое использование самолета для внутренних пассажирских перевозок. По сравнению с Ан-2, обладал большей безопасностью и комфортом. Пересесть на чешскую модель было весьма престижным.

Рассмотрев модификацию L-410UVP отметим, что есть возможность посадки на короткие ВПП, причем не только с асфальтовым, но и грунтовым покрытием. Самолет вполне хорошо эксплуатировался на Африканском континенте, при условиях посадки на грунтовые автодороги, либо поля. Шасси не такое прочное, как у советского АН-2, но, при его двух двигателях, безопасно эксплуатируется на любой местности, где самолеты с одним мотором, терпят крушение.


Также Л 410 широко использовался как тренажер для курсантов училищ военнотранспортной авиации СССР. В частности, это относится к Балашовскому Высшему Военно-Авиационному Училищу Летчиков, сокращенно БВВАУЛ, расположенного в Саратовской области. Именно на этой машине совершали свои первые полеты курсанты.

Характеристики самолета

L 410 имеет трехопорное шасси с носовой стойкой. Полный цикл сборки осуществляется чешским предприятием. Если точнее, здесь находится производственная линия для всех этапов строительства самолета.



В серийной версии L 410 установлены 2 турбовинтовых двигателя марки GE H80-200.

Максимальная дальность перелета около 1500 км., а продолжительность – не более 5 часов. Вместимость лайнера – 19 человек, не считая двух членов экипажа.

  1. Длина – 14,42 метра;
  2. Размах крыльев – 20 метров;
  3. Высота самолета – 5,83 метра;
  4. Вес без груза — 4 тонны;
  5. Максимальная скорость – 335 км/ч;
  6. Емкость бака — 1680 литров;
  7. Ширина салона – 1,9 метра.


Расход топлива

Еще одним из основных преимуществ является расход топлива самолета, который составляет всего лишь от 250 до 280 литров в час.

Безопасность Let 410

Надежностью Л-410 похвастать не может – из 1100 самолетов потерпели крушение почти 10%, жертвами стали более 400 человек. Однако это обусловлено тем, что за почти полвека существования самолет эксплуатировалась самым нещадным образом. Если говорить о современной модели, она отличается большей безопасностью, обусловленной новейшими техническими решениями (автопилот, система навигации, система предупреждения столкновения). Двигатели тоже сильно доработаны.


Крушение Л410 в Хабаровском крае

15 ноября 2017 года в Хабаровском крае потерпел крушение самолет L410 с 5 пассажирами и 2 членами экипажа. В результате падения лайнера, погибли 6 человек, спастись удалось только ребенку примерно 4 лет. Организовано расследование, в котором на данный момент отрабатывается две версии произошедшего – отказ техники и ошибка пилотирования. Погодные условия были благоприятными. Пока следствие склоняется к отказу техники, так как экипаж до конца боролся за самолет. К проверке присоединился также представитель завода-изготовителя.


Стоимость самолета L 410

Стоимость Let 410 в новейшей модификации достигает 2,4 миллиона евро за одну единицу. Однако часто встречаются частные объявления о продаже этого самолета. Ценник на вторичном рынке самолетов достигает около 1 миллиона долларов за экземпляр в зависимости от возраста, налета и состояния.